Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дефицит или переизбыток: что будет с топливом в России с февраля

Дефицит или переизбыток: что будет с топливом в России с февраля

На фоне вступающего менее чем через три недели эмбарго на российские нефтепродукты европейские трейдеры пытаются максимально закупить дизтопливо из России.

Согласно данным Insights Global, запасы топлива в ЕС достигли максимума 2021 года. В Европе импорт дизельного топлива «ускорился» до 770 тыс баррелей в сутки. Такие объемы объясняются тем, что с 5 февраля начнёт действовать два типа санкций – непосредственно эмбарго на поставку нефтепродуктов в основные страны Евросоюза (нельзя будет доставлять морским транспортом). «И второе - с этого же дня будет действовать потолок на цену нефтепродуктов. Пока не совсем ясно, как они - авторы эмбарго - это оформят, так как существует несколько типов продуктов нефтепереработки – дизельное топливо, газоил, мазут», - напоминает эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«Новые Известия» со ссылкой на нефтегазового эксперта Михаила Крутихина сообщали, что из-за эмбарго Россия потеряет 57% экспорта нефтепродуктов.

Руководитель управления аналитических исследований инвестиционной компании «IVA Partners» Дмитрий Александров подчеркивает, что для страны это обернется не только падением добычи нефти, но и падением переработки.

И, не исключает Игорь Юшков, на внутреннем рынке в моменте может возникнуть дефицит топлива. Он уточнил, что годовое потребление в стране составляет около 27-30 млн тонн дизеля, столько же бензина и около 30 млн тонн - это всё остальное (мазут, авиакеросин и т.д.).

«И государству надо уже сейчас просчитывать. Когда мы производит дизель и бензин для внутреннего рынка, то в любом случае остаётся мазут. Не окажется ли так, что мазута окажется больше, чем мы можем экспортировать и потребить внутри страны? Не будет ли у нас переизбытка мазута? Если его некуда будет девать, придётся сокращать переработку, отчего у нас начнётся дефицит бензина и дизельного топлива. Тут необходимо просчитывать, насколько Россия способна сманеврировать в сторону увеличения экспорта чистой нефти так, чтобы не пострадал внутренний рынок», - уточняет Игорь Юшков.

Дмитрий Александров, в свою очередь, не исключает, что сокращение нефтепереработки может коснуться предприятий, расположенных в Приволжском и Западном Федеральных округах.

«Перенаправить быстро на Восток или на Юг продукты нефтеперарботки будет сложно. Если учесть, что основной объем переработки находится у нас в европейской части, был ориентирован на европейские рынки, просто так развернуть на восток по железной дороге, конечно, возможно, но пропускная способность не резиновая. За год это сделать в принципе невозможно. Спасает только то, что полностью Европа тоже не сможет отрубить себе российский импорт», - отмечает Дмитрий Александров.

Директор Центра мировых энергорынков Вячеслав Кулагин также делает акцент на «региональную историю». «Дело в том, что заводы расположены у нас в разных частях страны. На экспорт в Европу работала только часть этих заводов. Те, которые расположены в западной части, на них это скажется. Те, которые работают на Востоке страны, на них этот фактор мало отразится. Они смогут сохранить прежние объёмы, так как работают либо на восточный рынок, либо на внутренний. Будет индивидуальная история. Для каждой компании будет свой вызов. Крупным компаниям попроще. Они смогут оптимизировать», - пояснил Кулагин.

Президент Союза Нефтегазопромышленников России Генадий Шмаль, напротив, уверен, что дефицит автомобильного топлива российским автомобилистам не стоит. «Наши заводы сегодня имеют достаточно большой объем производства: 310-320 млн тонн можем перерабатывать», - отметил он. Более того, не исключает Шмаль, возможно даже затоваривание топлива.

Вячеслав Калугин тоже считает, что по некоторым продуктам на внутреннем рынке может возникнуть переизбыток. «Например много дизельного топлива шло в Европу. Понятно, что появится большое предложение на внутреннем рынке», - уточнил эксперт.

На локальную возможность переизбытка автомобильного топлива указывает и руководитель управления аналитических исследований инвестиционной компании «IVA Partners» Дмитрий Александров. «Я не жду, что давление, которое будет оказываться, снизит нефтепереработку больше чем на 20%. Я не жду закрытий крупных НПЗ. Если возникнет ситуация, что Европа попытается продавить больше, чем мы готовимся и ждём, тогда может возникнуть локальный избыток. В моменте это может надавить сильно на независимые нефтеперерабатывающие заводы. Они под угрозой в первую очередь», - добавляет Александров.

В любом случае, как отмечает Дмитрий Александров, полностью оценивать эффект от очередной порции эмбарго пока рано. «При этом понятно, что по отдельным продуктам давление будет. Европа оставляет себе максимальное пространство для манёвра, потому что пока не понятен эффект. Они могут оставлять более комфортные условия для тех продуктов, которые нужнее», - резюмировал Александров.

Что будет с розничными ценами на топливо - покажет время. Как полагает Михаил Крутихин, чуда на АЗС страны не случится. «Цены на АЗС определяются не ценой нефти, и не политикой нефтяных компаний. Ценовая политика целиком зависит от российского правительства. Более 70% в цене бензина - это налоги. И практика двухразового повышения акцизов каждый год продолжается. То есть с нефтяных компаний будут дополнительно еще брать деньги. Поэтому не исключаю, что топливо будет дорожать. Но налоговая обдираловка - это привычная политика российского правительства. Акцизы и прочие налоги на нефтяную отрасль - это все будет продолжаться. Цена, думаю, только повысится», - прогнозировал эксперт.

При этом на фоне эмбарго биржевая стоимость дизтоплива начала снижаться. Так, 16 января на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) впервые с конца 2020 года стоимость дизтоплива снизилась до 43,5 тыс рублей за тонну (-1,5%).

Авторы: Екатерина Максимова, Наталья Сейбиль

Источник: Новые Известия, 17.01.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики