Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Игорь Юшков: Для российской нефти повторяется ситуация апреля 2022 года

Игорь Юшков: Для российской нефти повторяется ситуация апреля 2022 года

России надо окончательно выходить на азиатские рынки, что может вызвать определенные временные сложности с контрактированием и перевозкой

Как показали данные Санкт-Петербургской товарной-сырьевой биржи, 18 января Россия продала партию нефти по $50,36, что на $2,83 дороже, чем днем ранее. Пока это еще ниже, чем «потолок» цены, однако динамика очевидна. Сырье дорожает. Растет и стоимость Brent, он уже выше $87 за баррель — впервые с 5 декабря 2022 года. Напомним также, что рост цен на нефть произошел после обнародования данных Bloomberg об увеличении экспорта российского углеводородного сырья морским путем на 30%.

Источает оптимизм и ОПЕК. В своем ежемесячном отчете организация сообщила, что спрос на нефть в Китае вырастет на 510 тыс. б/с. По мнению МЭА, мировое потребление нефти в 2023 году увеличится на 1,9 млн баррелей в сутки, до рекордного уровня в 101,7 млн баррелей, причем примерно половину прироста обеспечит снятие ковидных ограничений в КНР. Добыча нефти в мире в 2023 году также ожидается на рекордном уровне в 101,1 млн баррелей в сутки.

Однако аналитики ANZ предупреждают, что потенциальные потери поставок из России и возобновление работы Китая могут привести к быстрому ужесточению ситуации на рынке. Кстати, в аналитическом отчете SberCIB Investment Research от 16 января 2023 года говорится, что «потолок» цены на российскую нефть, поставляемую морем, могут снизить с $60 до $50 за баррель уже в середине апреля, а это явно принесет дополнительную дозу нервозности на рынок.

«НиК» спрашивает у экспертов, как действуют нерыночные ограничения на российский нефтяной экспорт, а также как будет дальше развиваться ситуация на мировом рынке углеводородов.

Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ:

«Сложно сказать, сколько мы сейчас экспортируем, можно лишь выявлять какие-то тенденции. Явно, что в декабре было снижение объемов экспорта. При этом западные издания посчитали, что это эффект от введения «потолка» цены на российскую нефть, и он свидетельствует об эффективной работе данных нерыночных ограничений.
Хотя само по себе сокращение экспорта не является тем эффектом, которого хотели добиться авторы этих ограничений. Наоборот, «потолок» цены вводился в качестве меры, которая должна была позволить свободно экспортировать российскую нефть в полном объеме, чтобы Россия могла насыщать своим сырьем мировой рынок, но при этом не зарабатывать. Поэтому сокращение экспорта — это как раз негативный эффект, на который западные страны не рассчитывали. В противном случае они бы просто вводили эмбарго на российскую нефть и запрещали ее кому-либо покупать.
Тем не менее «потолок» цены вызвал проблемы, которые повлияли на объем экспорта, и отрицать это тоже не стоит. По любым ценам компании стали бояться перевозить российскую нефть. С 15 декабря 2022 года по 15 января 2023 средняя цена Urals, по данным российского Минфина, была в районе $46 за баррель, то есть сильно ниже «потолка». Но международные компании предпочитали не работать с российской нефтью, поскольку до конца не понимали, что с ней можно делать: как отчитываться о соблюдении санкций, какую справку должен запросить владелец судна о стоимости сырья, в какой она должна быть форме, обязан ли он проверять эти данные и т. д. «Сумеречного флота», который бы перевозил российскую нефть, возможно, недостаточно для транспортировки всех объемов сырья. Проблемы с флотом и логистикой как раз и стали одной из причин сокращения продаж в декабре. Другая причина вполне банальна — зимой больше штормов. В Новороссийске, например, шторма были постоянно, поэтому сократился экспорт. Это нормальное явление.
В январе определенное восстановление экспорта все же произошло. Первичные страхи у международных компаний отступают, и налаживается работа теневого флота, в Новороссийске сокращаются шторма. Но, я думаю, все равно в ближайшие месяцы будет переходный период, когда экспорт будет чуть меньше, чем до введения «потолка» цены.
Напомню, что 5 декабря начал работать не только «потолок» цены, но и эмбарго. Поэтому мы видим повторение эффекта, который уже был весной 2022 года, когда с первого апреля европейские компании отказывались от российского сырья, а также США ввели свое эмбарго. Тогда произошла первая волна перестроения рынков, и российское сырье начало уходить в Азию. Тогда мы сокращали экспорт и увеличивали скидку на свою продукцию, поскольку нам надо было продвигаться на новых рынках.
В настоящее время ситуация повторяется. Нам надо окончательно выходить на азиатские рынки, это также может вызвать определенные временные сложности с контрактированием и перевозкой. Поэтому российским компаниям приходится возвращаться к той же скидке, что и была весной 2022 года ($35 на баррель). Но это возвращение к ситуации апреля прошлого года позволяет России восстановить объемы экспорта.
Эмбарго со стороны ЕС стало меньшей проблемой, чем «потолок» цены. Логистические потоки в Азию уже были отработаны, как и поставки на другие рынки с цель переработки и дальнейшей продажи нефтепродуктов в Европу. С лета 2022 года применяется схема, когда нефть отправляется в Индию, а потом уже преимущественно дизель идет в ЕС. Такие операции очень выгодны индийским нефтепереработчикам. Сейчас это будет носить более массовый характер, по причине того, что России окончательно придется переходить к продажам сырья в Азию. Кстати, скидки повышают и рентабельность операций с Китаем, у которых больше транспортное плечо».

Источник: OilCapital.ru, 18.01.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики