Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дипломат Мороз: Мишустин удачно прибыл в Туркмению после аномальных холодов

Дипломат Мороз: Мишустин удачно прибыл в Туркмению после аномальных холодов

Глава правительства РФ обсудил с Туркменией совместные газовые и транспортные проекты, которые могут приблизить Ашхабад к Москве

Визит главы российского правительства Михаила Мишустина в Туркмению длился два дня и был весьма насыщенным — он провел ряд важных встреч и принял участие в бизнес-форуме предпринимателей. О важности визита говорит хотя бы то, что за два дня до его начала президенты России и Туркмении Владимир Путин и Сердар Бердымухамедов пообщались по телефону, обсудив в первую очередь сферу энергетики. В Ашхабаде Мишустин встретился не только с президентом Туркмении, но и со спикером верхней палаты парламента Гурбангулы Бердымухамедовым, без которого, как говорят эксперты, никакие серьёзные государственные дела в стране не решаются. Почему Россия начала проявлять повышенный интерес к Туркмении, с которой все прошедшие годы отношения были не слишком активными, — в материале NEWS.ru.

За три года своего премьерства Михаил Мишустин наносил визиты, как правило, лишь в страны СНГ (плюс Греция и ОАЭ в 2021 году). Между тем Туркмения в СНГ работает только на правах ассоциированного члена-наблюдателя, что отчасти объясняет пониженное внимание Москвы к этой стране. Нынешний рабочий визит Мишустина стал первой поездкой за границу в наступившем году, как и вообще его первой поездкой в Туркмению в ранге главы правительства. Как отмечают эксперты, Москва, провозгласив в 2014 году концепцию разворота на Восток, после введения масштабных западных санкций только усилила процесс сближения с Центральной Азией, в частности с Туркмений.

Связи с этой страной в постсоветский период у РФ были незначительными. Например, товарооборот двух стран составил по итогам прошлого года $856 млн, в то время как с соседним Узбекистаном — $6,899 млн, с самой бедной страной в регионе — Таджикистаном — товарооборот у РФ составил $1,212 млн.

Туркмению называют «региональным аналогом КНДР». Она закрыта нейтральным статусом не только от СНГ, но и всего остального мира. Безвизовый въезд в страну имеют только жители приграничных областей Казахстана и Узбекистана на срок от трёх до пяти дней. И то лишь потому, что в них проживают этнические туркмены, которым просто необходимо общаться с родственниками по ту сторону границы. 

Экономика страны выстроена по незамысловатой схеме: её основу составляет природный газ, благодаря экспорту которого формируется большая часть бюджета. Газ Туркмения продаёт Китаю (за 11 месяцев 2022 года поставлено в стоимостном объёме $9,28 млрд), России ($3,5 млрд), Мьянме ($1,29 млрд), Узбекистану ($1,03 млрд), Казахстану ($1 млрд). Сельское хозяйство кормит в основном жителей страны, при этом половина орошаемых земель отведена под выращивание хлопка.

По запасам газа (7,2 % от мировых) Туркмения — в мировых лидерах, уступая лишь России, Ирану и Катару. Поэтому на газовом рынке Ашхабад выступает больше конкурентом для Москвы, чем партнёром. Эксперты не исключают, что одна из ключевых задач визита Мишустина — сблизить партнёрство, сохраняя конкурентность.

"Россия всё больше заинтересована в китайском рынке, а Туркмения на него поставляет свою основную часть добычи газа, — отметил в беседе с NEWS.ru ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. — «Газпром» активно договаривается с Китаем о строительстве газопровода «Сила Сибири — 2», а Туркмения на днях договорилась о строительстве четвертой линии газопровода в Китай. Но, с другой стороны, есть темы для сотрудничества между нами, о чём, видимо, и говорилось во время визита Мишустина в Ашхабад".

 

Как напомнил аналитик, Москва сейчас ведёт переговоры с Пакистаном об экономическом сотрудничестве. При этом Ашхабад уже много лет не может реализовать проект строительства газопровода ТАПИ (Туркмения — Афганистан — Пакистан — Индия). Основной проблемой стало отсутствие безопасности в Афганистане. Создание этого трубопровода способно сблизить Москву и Ашхабад. Россия, учитывая её в целом нормальные отношения с «Талибаном»*, могла бы взять на себя вопросы обеспечения безопасности на афганском участке. Большой опыт в этой сфере у нее накоплен в Африке, где ЧВК «Вагнер» занимается в том числе охраной промышленных объектов. В свою очередь Туркмения откроет ТАПИ для российского газа, что позволит ему дойти до рынков Пакистана и Индии, предполагает эксперт.

"Нам нужно куда-то пристроить газ из Западной Сибири, который раньше шёл в Европу, — продолжает Юшков. — По газопроводным системам России и Центральной Азии сибирский газ легко уже может добраться до туркмено-афганской границы. Остаётся только подсчитать, при каких ценах он станет рентабельным. Как правило, сперва подписываются контракты на продажу газа, после чего строят газопровод. Такая инициатива может стать началом для сотрудничества в газовой сфере России и Туркмении".

 

Газовое сотрудничество между Москвой и Ашхабадом в постсоветский период не было избавлено от взаимных претензий и конфликтов. Наиболее крупный из них произошёл в марте 2009 года, когда Туркмения отказалась передать РФ проект строительства нового газопровода «Восток — Запад» и гарантировать его присоединение к будущему Прикаспийскому газопроводу, что ущемляло экономические интересы Москвы. В апреле того же года произошла авария на участке газопровода «Средняя Азия — Центр», после чего поставки туркменского газа в Россию прекратились до начала 2010 года. В 2015 году поставки газа вновь были прекращены в РФ и возобновились в 2019 году. И всё же, несмотря на проблемы, возникающие в различные периоды, в том числе и по поводу цены на газ, в экспортом портфеле «Газпрома» туркменское топливо сейчас занимает около 20%.

Президент РФ Владимир Путин в ходе заседания правительства в среду, 18 января, рассказал, что президент Туркмении в телефонном общении с ним посетовал на непривычно холодную погоду в своём регионе. В нынешнем январе столбики термометров опустились в Туркмении до минус 25 градусов, в Узбекистане — до минус 23. Аномальный мороз вызвал в этих странах энергетический кризис, что резко увеличило потребление газа.

Директор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Дарья Чижова в беседе с NEWS.ru предположила, что эта экстремальная ситуация сама по себе подталкивает Туркмению идти на сотрудничество с Россией в газовой сфере.

"Центральноазиатские страны с крупнейшими запасами газа оказались в очень сложных условиях. Люди мерзнут в домах, власти сокращают подачу газа на предприятиях, ограничивают его продажу на автозаправках. Положение усугубляется тем, что построенная ещё в советское время газовая инфраструктура изношена. Кризис надо разрешать. Предложение Путина о создании газового союза в регионе актуально, но оно, увы, вызвало бурную ангажированную дискуссию на местах. Визит Мишустина в Туркмению, скорее всего, вызван необходимостью поиска новой схемы газового сотрудничества России и стран Центральной Азии. Мы хорошо помним, насколько серьёзна газовая тема для населения по прошлогодним протестам в Казахстане. Они ведь начались на западе страны из-за выросших цен на газ", — напомнила эксперт.

 

Но не только в газовой сфере Москва и Ашхабад могут быть заинтересованы друг в друге. Россия в условиях санкций нуждается в выводе основных экспортных товаров на новые рынки, Туркмения может оказать ей помощь. В частности, речь идёт о восточной ветке международного транспортного коридора «Север — Юг», отметил в беседе с NEWS.ru политолог Александр Караваев.

"В рамках туркмено-российского бизнес-форума в Ашхабаде глава РЖД Олег Белозёров обсудил сотрудничество в железнодорожной сфере с руководителем Агентства транспорта и коммуникаций при кабмине Туркмении Мамметханом Чакыевым. В прошлом году по сравнению с 2021-м увеличились на 11 % объёмы грузовых перевозок между странами. Олег Белозёров рассказал о процессе «раскатки» совместно с туркменскими коллегами восточной ветви коридора «Север — Юг». С осени прошлого года организован регулярный ежемесячный сервис по перевозке контейнеров маршрутными поездами, установлены специальные тарифы на перевозки контейнеров из России в Иран транзитом по железным дорогам Туркменистана и Казахстана. Прорабатываются отправки ряда товаров через Туркменистан и Иран в ОАЭ, Турцию, Индию и другие страны. У Туркменистана серьёзный транспортный потенциал, который способен решать задачи по доставке российских грузов", — уточнил Караваев. 

Потенциал экономического взаимодействия между двумя странами высок, подчеркнул Михаил Мишустин в своём выступлении на бизнес-форуме в Ашхабаде. По его словам, туркменские предприниматели могут занять некоторые из ниш, которые освободились в связи с уходом с российского рынка ряда иностранных корпораций. В стране производится качественная и конкурентоспособная продукция.

Российский премьер-министр недвусмысленно пригласил Туркмению «подключиться к процессам интеграции в формате ЕАЭС». Пока убедить Ашхабад вступить в евразийский союз не получилось ни у одного из руководителей РФ. Работа в ЕАЭС предполагает не только отмену нейтрального статуса Туркмении, она способна изменить саму суть страны. Впрочем, к этому туркменская элита во главе с президентом и спикером Бердымухамедовыми, скорее всего, пока не готова.

*Организация признана в РФ террористической, ее деятельность запрещена

Автор: Олег Кусов

Источник: NEWS.ru, 20.01.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики