Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > США и союзники договорились о двух потолках цен на российские нефтепродукты

США и союзники договорились о двух потолках цен на российские нефтепродукты

Один — для продуктов, которые обычно торгуются с премией к сырой нефти, включая дизельное топливо или бензин, второй — для продуктов, которые продаются с дисконтом

Страны «Большой семерки», Евросоюз и Австралия договорились о двух потолках цен на российские нефтепродукты, сообщает Министерство финансов США. Один будет установлен для продукции, которая торгуется с премией к нефти (дизельное топливо, газойль), второй — для продукции, которая торгуется с дисконтом к нефти (мазут).

Такое решение согласовано в ходе виртуальной встречи заместителей министров финансов стран — участниц коалиции по ограничению цен. Комментирует независимый аналитик Дмитрий Лютягин:

«Решение ожидаемое, проистекает исходя из специфики ценообразования на нефтепродукты. Дизель, газойль, бензин — это те нефтепродукты, которые стоят дороже, чем нефть, туда плюсуется рыночный объем добавленной стоимости. А их тяжелые фракции торгуются с дисконтом к нефти, и, если нефть стоит 500 долларов за тонну, мазут будет стоить в данном случае около 400 долларов за тонну, это на 20-25% ниже, чем цена нефти. Предложения, которые сейчас сформулированы по потолку цен на нефтепродукты, именно как двойной потолок, и разделяют эти нефтепродукты по категориям. В отношении самих нефтепроизводителей и нефтепродуктопроизводителей это негативный фактор, потому что получается, что маржинальность нефтепереработки упадет, и это будет негативно влиять на экономику не только российских нефтедобытчиков и нефтепереработчиков, но и международных».

В пресс-релизе Минфина США говорится, что потолок цен достигает поставленных целей, а именно ограничивает доходы России от экспорта, а также стабилизирует мировые поставки энергоносителей.

В преддверии эмбарго ЕС на российские нефтепродукты оптовые цены на дизтопливо в РФ упали до минимума с конца 2020 года. Так, 16 января биржевая стоимость дизтоплива снизилась на 1,5%, до 43,5 тысячи рублей за тонну. Власти объясняют снижение цен сезонными факторами, но, по мнению экспертов, такая динамика может быть обусловлена именно эмбарго.

Потолки комментирует руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник:

«Логичный ход — их разделение. Инициативу о разделении потолка на нефтепродукты начали продвигать где-то неделей-другой ранее, сейчас пришли к выводу, что есть премиальные продукты к нефти, есть продукты, которые идут с определенным дисконтом, — логика в этом только. Отрасль достаточно адаптивна, далее мы будем двигаться по пути того, чтобы нивелировать потолочные инициативы. Потолки, новые ограничения, новые сложности с логистикой — некоторая очередная встряска на рынке. Мы видим, как реагирует нефть, бочка близка уже к порогу в 90 долларов за баррель. Китай будет стремительно оживать, есть прогнозы его выхода из ковидных ограничений, сюда добавляется фактор потолков против российской нефти — все это будет работать в пользу конъюнктурного роста. Те недоинвестиции в отрасль, которые замечены уже, это все впереди, спровоцируют еще и дефицит. Все это в совокупности дает нам результат подорожания, бочка уже стоит около 90, это сигнал к тому, что следующий уровень — 100».

С 5 декабря Евросоюз перестал принимать российскую нефть, перевозимую по морю, а страны коалиции ввели для нее предельную стоимость на уровне 60 долларов за баррель — более дорогую нефть перевозить и страховать запрещено. Аналогичные меры для российских нефтепродуктов (дизельное топливо, керосин и мазут) должны вступить в силу 5 февраля, хотя предельная цена еще неизвестна. Тогда же от закупок нефтепродуктов из РФ откажется Евросоюз, запретив их перевозку морским путем. Страны Запада договорились в марте 2023 года пересмотреть потолок цен на саму российскую нефть, поставляемую по морю.

Источник: BFM.RU, 21.01.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики