Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт оценил возможный ответ РФ на потолок цен на нефть

Эксперт оценил возможный ответ РФ на потолок цен на нефть

Эксперт Митрахович: нормы контроля за тем, какие компании и как продают нефть, неизбежно должны были быть установлены в РФ

Нормы контроля за тем, какие компании и как продают нефть в текущих условиях, неизбежно должны были быть установлены в России, но они будут исполняться в мягком режиме, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович. Об этом он рассказал «Известиям» 23 января, комментируя сообщения СМИ о том, что правительство РФ может поручить компаниям в России следить, чтобы их нефть не перепродавалась с условием потолка цен в контрактах.

«Какие-то уровни контроля за тем, какие компании и как продают нефть в текущих условиях, какие-то нормы подобные неизбежно должны были быть установлены в России. Но я думаю, что они по факту будут исполняться в таком мягком режиме по отношению к компаниям, то есть, я думаю, вряд ли российское правительство будет жестко ходить и каждую сделку проверять и интерпретировать, было ли в этой сделке косвенно в контракте указано следование потолку цен или нет», — выразил мнение эксперт.

По его словам, риск может возникнуть только в том случае, если какие-то компании где-либо сообщат, что следуют потолку цены, или это будет имплицитно следовать из текста контракта.

«В остальных всех случаях, я думаю, это крайне маловероятно. В конечном счете пока у нас идет переходный период, пока Россия перестраивает свою логистику с европейских компаний, которые возили российскую нефть, перестраивает на российские судоходные компании или на те компании, которые зарегистрированы за пределами западных юрисдикций, вот до этого времени у нас будет такой относительно мягкий режим», — сказал Митрахович.

Если же компании напрямую не напишут, что следуют установленному европейскими странами потолку цен на российскую нефть, а просто договорятся о продаже и транспортировке энергоресурса так, что цена будет с дисконтом, то российское правительство может устроить такая ситуация в ближайшие месяцы, считает эксперт.

Ранее издание «Коммерсант» со ссылкой на источники написало, что Минэнерго подготовило проект постановления, в котором говорится, что юридические и физические лица РФ, поставляющие нефть на экспорт, не только будут «обязаны не допускать» в контрактах условия об ограничении стоимости, но их также обяжут следить за соблюдением иностранными покупателями, в том числе и трейдерами, агентами, выполнения этого требования при перепродаже российского энергоресурса. Предполагается, что проект будет согласован правительством РФ в ближайшее время. Источник в госорганах подтвердил «Известиям» информацию.

С 5 декабря действует эмбарго на поставляемую морем нефть из России в ЕС. Страны ЕС установили регулируемый потолок стоимости поставляемой морским путем нефти из России на уровне $60 за баррель. Предполагается, что с 5 февраля начнет действовать европейское эмбарго на импорт российских нефтепродуктов, поставляемых по морю.

Президент России Владимир Путин 27 декабря подписал указ об ответных мерах, согласно которому запрещаются поставки нефти и нефтепродуктов иностранным юридическим лицам и физлицам при условии, что в контрактах на эти поставки прямо или косвенно предусматривается использование механизма фиксации предельной цены.

Источник: Известия, 23.01.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики