Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российскому топливу нашли путь на Украину

Российскому топливу нашли путь на Украину

Один из турецких портов может быть крупным хабом по реэкспорту российских нефтепродуктов на Украину. За месяц оттуда доставили в порты на Дунае более 12% объемов топлива, которые в среднем импортировала Украина в прошлом году. Эксперты считают, что и до трети импортного автогаза имеет российские корни.

В канун введения запрета на импорт российских нефтепродуктов в ЕС их поставки в Турцию растут. В то же время и экспорт топлива из Турции на Украину держится на высоком уровне.

Так, по данным навигационных порталов Vesselfinder и Marinetraffic, с конца декабря не менее 9 танкеров загрузились нефтепродуктами в порту Мармара Ереглиси на берегу Мраморного моря и доставили грузы в дунайские порты Рени и Измаил и Одессу. Еще два судна только держат курс на украинские порты. Очевидно, речь идет о дизельном топливе, которое активно используют и ВСУ. За месяц танкеры доставят в украинские порты не менее 70 тыс. тонн топлива.

По данным украинской таможни, за первые десять месяцев 2022 года в страну импортировали 5,8 млн тонн нефтепродуктов. Таким образом, поставки из Мармара Эреглиси могут составлять более 12% среднемесячных поставок. Судя по данным движения танкеров, турецкий порт — крупнейший источник топлива для Украины, которое доставляют морским путем.

Мармара Эреглиси при этом является и одной из крупнейших точек по приему российских нефтепродуктов. Только с 20 января на терминалах порта разгрузились пять танкеров.

Если Beks Blue, Yash, Asena пришли из Новороссийска, то Mariner III — из Тамани. А сегодня в Мармара Ереглиси разгружался Ice Victory из Высоцка в Балтийском море. Последний указывается в качестве перевозчика сырой нефти, но может перевозить и нефтепродукты. Все танкеры доставили из России не менее 220 тыс. тонн топлива.

Показательно, что все загружающиеся и разгружающиеся танкеры, кроме Asena, обслуживались на одном терминале — компании Opet. Оператор сообщает, что в Мармара Ереглиси находится одно из крупнейших хранилищ нефтепродуктов в Европе. Его мощность составляет 700 тыс. тонн. Оператор поясняет также, что терминал принимает и топливо, которое имеет транзитный статус.

По данным Vesselfinder, 24 января на терминале Мармара Ереглиси по-прежнему находились три танкера с топливом из России, а на рейде в ожидании загрузки стояли три судна, обслуживающие украинский маршрут.

Также танкеры с российскими нефтепродуктами разгружаются на рейде в Мраморном море, в портах Мерсин, Дертйол, откуда турецкие суда также ходят на Украину. Однако их объемы несравнимы с Мармара Ереглиси.

Вполне возможно, что турецкие компании перепродают российские нефтепродукты украинским трейдерам с высокой маржой и, по сути, снимают сливки в сложившейся ситуации. Очевидно, что действующий канал реэкспорта может сохраниться и даже расшириться после 5 февраля, когда страны ЕС введут запрет на импорт нефтепродуктов из России, если европейские компании не смогут найти достаточную компенсацию объемов у альтернативных поставщиков.

В течение полугода Украина увеличила импорт горючего в 12 раз — с 58,8 тыс. тонн бензина, дизельного топлива и сжиженного газа в марте до 709,5 тыс. тонн в августе, сообщала пресс-служба Минэкономики.

Еще выше импорта дизельного топлива может быть объем экспорта российского сжиженного углеводородного газа (СУГ), известного как автогаз. Аналитик украинской консалтинговой группы «А-95» Артем Куюн оценивает, что до трети импорта может быть из России. В одной из соцсетей он пишет, что автогаз идет из Литвы, Латвии, Польши, Румынии, Болгарии и других стран, в то время как Литва и Латвия не могут быть экспортерами этого топлива по определению.

«С поляками и румынами труднее, у них есть теоретическая возможность поставлять сюда европейский газ, а себе оставлять российский. Однако по непрямым признакам видим, что очень много именно российского ресурса идет на Украину оттуда, — продолжает Артем Куюн. — Если коротко, то пока российские нефтепродукты можно легально завозить в соседние страны, они будут просачиваться на Украину. А автогаз, похоже, еще не скоро попадет под запрет ЕС».

Эксперт отмечает, что на польской границе российский автогаз продают по $ 600 за тонну, тогда как европейский СУГ стоит $ 800. В Польше топливо из России занимает половину рынка и остановка поставок приведет к жесткому кризису, пояснил ситуацию аналитик консалтинговой группы «А-95».

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков отмечает, что пока, до 5 февраля, Украина может получать российское дизельное топливо не только через Турцию, но и страны ЕС.

«Стоит ли вводить после 5 февраля ограничения к экспорту в Турцию — эта монета имеет две стороны. Мы можем попытаться через Турцию устроить дефицит топлива в Европе так, чтобы они старались думать только о себе. С другой стороны, нам самим сейчас нужны рынки сбыта для того, чтобы зарабатывать, — говорит эксперт. — Поэтому единого решения нет: или ты бьешь по собственной экономике и заодно — украинской, или ты продолжаешь зарабатывать, считая, что ограничения бессмысленны. Мы видим, какая колоссальная поддержка оказывается Украине, и если они наскребают танки для Украины, то, наверное, наберут и топливо. Таким образом, российское руководство может выбирать меньшее из зол».

Источник: EADaily, 24.01.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики