Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В России оценили планы Берлина и Парижа объединить закупки газа

В России оценили планы Берлина и Парижа объединить закупки газа

Эксперт Юшков: Берлин и Париж провоцируют рост дефицита газа в Европе

Если Германия и Франция объединятся и создадут единого закупщика, то на рынке появится новый игрок. Ему придется наравне с другими компаниями бороться за очень ограниченные объемы газа на рынке. Это приведет к росту цен, сказал газете ВЗГЛЯД эксперт в сфере энергетики Игорь Юшков, комментируя планы Парижа и Берлина объединить закупки газа.

«Изначально идея о создании единого покупателя газа появилась на уровне всего Евросоюза. Планировалось, что компании внутри стран прекратят коммерческие контракты и будут закупать топливо от имени одного игрока», – рассказал Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности.

«Тогда все ресурсы, получаемые единым закупщиком, распределялись бы внутри Европы. Это позволило бы диктовать цены поставщикам, поскольку ликвидировался бы фактор внутриевропейской конкуренции за голубое топливо», – продолжил собеседник.

«Сейчас же Германия и Франция формально решили отделиться от ЕС. Я связываю это с тем, что внутри Евросоюза для принятия решений необходима единая позиция. А ряд стран могут блокировать вопросы, требуя урегулирования своих проблем, не связанных с газовой сферой», – предполагает эксперт.

«Вместе с тем мы пока не видим сообщений о том, что Париж и Берлин отменят действие коммерческих контрактов. Очевидно, что любое новое соглашение будет предполагать менее выгодные условия, чем прописаны в уже имеющихся документах. Таким образом, на рынок может выйти очередной игрок в виде закупщика», – рассуждает Юшков.

«И тогда единый покупатель от Франции и Германии будет наравне с другими конкурировать за ограниченные объемы газа. Это создаст еще больший дефицит. Если к этому добавить потенциального единого закупщика от ЕС (а такие планы обсуждаются), то цены на топливо будут взлетать еще выше», – отмечает он.

«Что касается диверсификации поставщиков, ЕС пытается сделать это уже около десятилетия. Они даже строили интерконнекторы – соединительные газопроводы, чтобы газ свободно перетекал. Но они стояли годами пустыми», – обратил внимание собеседник.

«Сейчас просто создан новый импульс диверсификации. И тут речь уже не об эффективности поставок, а об очередной попытке сократить зависимость от российского газа. Это уже исключительно политический вопрос», – заключил Юшков.

Ранее президент Франции Эммануэль Макрон сообщил, что Париж и Берлин договорились совместно разработать общие механизмы закупок газа. Он уточнил, что инициативы в этой области последуют в феврале.

По словам Макрона, в течение многих месяцев страны Евросоюза сталкивались с последствиями украинского конфликта в области энергетики, что, по версии президента Франции, коснулось цен на газ и надежности энергоснабжения. Как считает Макрон, достигнутые договоренности позволят диверсифицировать поставки газа и укрепить энергетическое партнерство.

Французский лидер также сообщил, что проектируемый трубопровод для транспортировки водорода, который свяжет Португалию, Испанию и Францию, будет доведен до Германии. Макрон назвал Берлин партнером стратегии по развитию водородной инфраструктуры.

Вместе с тем агентство Bloomberg сообщило, что Германия пытается заменить российский газ норвежским и нидерландским, но этот подход недолговечен. По данным издания, Берлину предстоит решить новые проблемы, связанные с поставками СПГ. В Норвегии предполагают, что поставки в ФРГ будут стабильными в течение следующих четырех-пяти лет, но затем начнут уменьшаться по мере истощения запасов.

Кроме того, большую часть экспортированного Нидерландами топлива добыли на газовом месторождении в Гронингене, которое в ближайшем будущем могут закрыть из-за многочисленных землетрясений в провинции.

Ранее Макрон и Шольц анонсировали объединение закупок газа на европейском уровне. В совместной статье говорится, что Европа должна стать «еще более суверенной», ей нужны «геополитические возможности для формирования международного порядка». Они призвали увеличить поддержку вооруженных сил и военной промышленности, заявив, что это требуется «для сильной Европы завтрашнего дня».

Напомним, осенью СМИ указывали, что отношения Германии и Франции оказались под угрозой. В список претензий стран друг к другу вошли самые важные для Европы вопросы: российский газ, энергетический кризис, поставки вооружений Украине и инфляция.

Автор: Алёна Задорожная

Источник: Взгляд, 23.01.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики