Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Сотрудничество с Азербайджаном – шанс для России удержаться на европейском рынке»

«Сотрудничество с Азербайджаном – шанс для России удержаться на европейском рынке»

Российский рынок энергоресурсов подвергся самым, пожалуй, жестким санкциям за всю свою историю. Как адаптируется Россия к такой нелегкой ситуации? Почему ей сейчас стало выгодно сотрудничать в экономической сфере с Азербайджаном? Свои мысли об этом Caliber.Аz высказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

- Что сейчас происходит с экспортом российских нефти и газа в условиях санкций?

- Вопрос глобальный, обширный. В целом мы видим такую картину: нефть и уголь легче перевозить, поэтому трансформация рынков сбыта в этой области происходила в 2022 году и происходит сейчас быстрее, чем в газовой сфере. России, ввиду санкций, пришлось почти целиком перекраивать географию поставок. В этом контексте можно сказать, что Москва меняется рынками сбыта с другими производителями энергоресурсов, поскольку начиная с 10 августа 2022 года активизирован запрет на поставки российского угля на европейские рынки, а с 5 декабря – запрет на доставку нефти морским транспортом в Европу. Поэтому на данный момент можно сказать, что пертурбация рынков произошла - почти полностью российские нефть и уголь уходят на азиатские рынки. Российская нефть еще поступает в Европу по нефтепроводу - в Венгрию, Чехию, Словакию и Сербию. Ну и всё, объемы тут весьма небольшие, с азиатским направлением не сравнить.

Другая серьезная проблема в том, что после введения эмбарго на российскую нефть с 5 декабря одновременно заработал другой вид санкций – это потолок цен на российскую нефть. Тут важно понимать, что это не запрет покупать российскую нефть выше 60 долларов за баррель - покупать ее можно по любой цене, и здесь нет вторичных санкций, что отдельно США и Евросоюз подчеркивали для стран-импортеров. Но это запрет перевозить ее и страховать такую перевозку, если в танкер залита нефть ценой выше 60 долларов за баррель.

Пока что мы видим точно такой же эффект, как весной 2022 года: тогда тоже было введено американское эмбарго на российскую нефть с первого апреля, и другие страны боялись покупать дополнительные объемы российской нефти. Это была первая волна переориентировки рынков сбыта на Азию, и мгновенно законтрактоваться не удалось, а значит пришлось сокращать экспорт и давать большую скидку покупателем российской нефти, чтобы таким методом выбивать конкурентов с азиатских рынков и заставить их перейти на европейский рынок вместо нас. Вот как эта схема реализовывалась.

Сейчас мы видим примерно такой же эффект: начали работать два типа санкций с 5 декабря, и России пришлось окончательно уйти на азиатские рынки. Конечно, такая серьезная и экстренная смена рынков имеет для России свои минусы – например, в плане доставки. Теперь на нее нужно тратить больше, потому что существенно возрастает так называемое транспортное плечо. Возросли затраты на поставку и у тех, кто заменил Россию как поставщика энергоресурсов на европейских рынках - у тех же ближневосточных поставщиков: раньше отвез нефть рядом в Индию, и ладно. И потому спрос на морские танкеры в регионы как транспортные средства возрос.

Россия сейчас занята важным делом: из-за введения потолка цен на российскую нефть возникла потребность в создании своего флота танкеров, который будет игнорировать потолок цен и перевозить российскую нефть, закупленную по любым ценам. Такой флот уже формируется. Но в любом случае платить собственникам таких танкеров надо, и они просят довольно большие суммы, потому что для них это тоже риск. И получается, что стоимость доставки у такого «сумеречного флота» все равно возрастает. Таким образом, получается, что российские компании, экспортируя нефть в новых условиях, зарабатывают мало – мы видим, что первый шоковый период, по которому опубликовал данные Минфин, показывают, что средняя стоимость российской нефти сорта Urals c 15 декабря 2022 года по 15 января 2023 составила всего 46 долларов за баррель. С другой стороны, это показатель того, что мы делаем большую скидку покупателям.

Так что думаю, что после первого шока и учитывая опыт 2022 года российские компании будут постепенно выстраивать новые логистические цепочки, будет развиваться «сумеречный флот» танкеров, и таким образом Россия станет восстанавливать утраченные объемы экспорта нефти. Первое полугодие 2023 года наверняка будет тяжелым, но активность и прибыль возрастут во втором полугодии. Впрочем, мы видим, что и стоимость эталонного Brent не зашкаливает - мировой спрос на нефть не столь высок. К концу первого полугодия, как ожидается, в Китае закончатся все эти истории с коронавирусом, которые влияют на восстановление экономики страны. Полагаю, что придет и послабление тех мер борьбы с инфляцией, что ввели в ЕС и США, вплоть даже до возможного понижения ставки рефинансирования ФРС США. Скорей всего на фоне этих процессов в 2023 году Россия даже сможет выйти на цену 70 долларов за баррель своей нефти, как и предусмотрено в российском бюджете на этот год.

- Как обстоят дела конкретно с рынком российского газа – он, кажется, оказался под еще большим прессингом?

- По газу ситуация иная. Чтобы перенаправить его потоки на азиатские рынки, нужны либо трубопроводы, либо завод по сжижению газа и флот газовозов. У России нет такой инфраструктуры, и если в Европу Россия поставляла газ с западносибирских месторождений, то в Китай он идет уже с восточносибирских по газопроводу «Сила Сибири». И в этой перестройке поставок с европейского рынка на азиатский разница в объемах очень существенная – например, по «Силе Сибири» в Китай, как сказал Александр Новак, было поставлено в 2022 году всего 15 миллиардов кубов, в то время как в Европу в 2021 году поступило около 155 миллиардов кубов российского газа (не считая Турции) и 80 миллиардов уже в 2022 году.

Сейчас Россия поставляет газ в Европу по украинскому трубопроводу, не взирая, кстати, на войну, и по одной из ниток «Турецкого потока», но это всего 28-30 миллиардов кубов в годовом выражении – объемы совсем небольшие. И все, что Россия недопоставляет в Европу идет, по сути, в никуда – приходится просто снижать газодобычу. Чтобы направить газ с западносибирских месторождений, нужно заключить новый контракт с Китаем, построить для этого трубопровод «Сила Сибири-2» — это как минимум три-четыре года. И это еще при том, что пока не заключен сам контракт с Китаем, а Пекин – жесткий переговорщик и переговоры с «Газпромом» все еще продолжаются. Еще один вариант спасения рынка газа – строительство заводов по сжижению газа, но тут у России нет соответствующих технологий.

- Азербайджан сейчас значимый поставщик газа в Европу, в основном по недавно построенному трубопроводу TANAP-TAP. Плюс идут разговоры о газовом хабе в Турции. Что вы думаете по этому поводу?

- Удержаться России на европейском рынке, наверное, могло бы помочь сотрудничество с Азербайджаном – например, для претворения идеи газового хаба в Турции. По замыслу российского руководства, в случае если ЕС будет настаивать на том, чтобы РФ брала на себя строительство газовой инфраструктуры и риски транзитеров, мы готовы действовать по-другому – поставлять газ в соседнюю нейтральную страну и оттуда пусть европейцы сами его забирают, то есть строят газопроводы и берут транзитные риски на себя. Таким образом, российский газ, поступающий в турецкий газовый хаб, как ожидается, будет обезличиваться для европейских компаний, терять санкционный статус. И чем больше разного газа тут будет смешиваться – тем лучше для России. Важно, чтобы сюда поставлялись хоть какие-то, пускай даже небольшие объемы газа, главное, не из России. И здесь, в этом хабе, наличие азербайджанского газа, конечно, могло бы помочь России.

А есть и другой, совершенно «честный», вариант методом свопа – то есть если «Газпром» будет поставлять определенные объемы «голубого топлива» на внутренний рынок Азербайджана, а Азербайджан точно такие же объемы будет направлять в турецкий хаб, снимая таким образом все вопросы.

Автор: Вадим Мансуров

Источник: Caliber.Az, 23.01.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики