Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия подготовила жесткий ответ на энергетические санкции Запада: «потолок» будет своим

Россия подготовила жесткий ответ на энергетические санкции Запада: «потолок» будет своим

Нефтяники будут сами определять стоимость сырья

Российское правительство нашло способ справиться с потолком цен на нефть, который установили в качестве санкции западные государства. В ближайшее время отечественным добывающим компаниям предписано информировать Федеральную таможенную службу, по какой стоимости экспортируется «черное золото» и следить, чтобы зарубежные покупатели при дальнейшей перепродаже также не применяли введенные предельные лимиты котировок. Экономические преимущества и недостатки нового регуляторного механизма на рынке нефти оценили эксперты «МК».

Предельную стоимость российской нефти в $60 за баррель западные страны (ЕС, США, а также участники G7) установили с 5 декабря 2022 года. Российское правительство разработало ответные кардинальные меры — сначала импортерам было запрещено продавать «черное золото» по котировкам, фиксируемым утвержденным Западом потолком. В последующих разъяснениях чиновники сформулировали ряд условий, при которых добывающие компании могут экспортировать сырье. В частности, российским поставщикам будет запрещено допускать в контрактах любое упоминание об ограничении стоимости углеводородов, а также следить, чтобы аналогичное требование выполняли зарубежные трейдеры при дальнейшей перепродаже нефти.

Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности:

«В данном случае правительство собирается решить сразу две задачи. С одной стороны, обеспечить продажу российской нефти по отрегулированной цене, которая не будет зависеть от введенного Западом стоимостного потолка. С другой, попытаться обозначить конкретные доходы добывающих компаний, поставляющих отечественные энергоресурсы за рубеж. Сколько стоит российская экспортная нефть, поставляемая различными добывающими компаниями, сейчас является коммерческой тайной. Так или иначе, данные собираются на основе сведений независимых отраслевых агрегаторов, следящих за биржевыми котировками. По сути, в соглашениях может быть зафиксирована любая цена — как превышающая привязку к мировому эталону Brent, так и отличающаяся от него дисконтом. Любой посредник способен декларировать в своих контрактах сумму, не попадающую ни под западные ограничения, ни под ответные российские меры. Продажа танкера нефти, допустим, в турецком порту по установленной Западом цене, может отличаться от стоимости сырья, по которой энергоресурсы продаются конечному импортеру. Проверить достоверность этой информации в нынешних обстоятельствах не могут ни западные контролеры, которых, кстати, авторы идеи «потолка» так и не выбрали, так и российские административные регуляторы. Стоимость нефти в контрактах может быть установлена условно, чтобы удовлетворить все конфликтующие стороны, тогда как сами коммерческие компании разберутся между собой за круглым столом вне геополитического диалога. Впрочем, все коммерческие тайны могут быть раскрыты при первой продаже партии нефти в том же турецком порту, когда перевозчику сырья, не попадающем под российскую юрисдикцию, придется раскрыть свою финансовую документацию».

Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets:

«Механизм продолжает прорабатывается и будет зависеть от конкретных инструментов: как именно отечественные экспортеры будут отслеживать цены на российскую нефть, особенно при последующей перепродаже — какими окажутся штрафные санкции против нарушителей установленной дисциплины. Очевиден один неприятный факт: российским нефтедобывающим компаниям придется взять на себя обязанность по контролю стоимости продаваемого на мировой рынок своего сырья. Это направлено на решение двух задач. Во-первых, таким образом правительство получит реальный широкий инструментарий для сбора информации о стоимости нефти, которая продается за рубеж, что позволит использовать эти данные для аналитики, в том числе, для расчетов бюджетных параметров. Во-вторых, такая отчетность заставит отечественные нефтяные холдинги продавать сырье за границу более вдумчиво и без использования демпинга. В настоящее время львиная доля российского «черного золота» продается с большим дисконтом в Азию. Подобные сделки заключаются не только из-за потолка цен, а еще и потому, что российские производители стараются продать как можно больше углеводородов по низким ценам — трейдерам выгоднее продать большие объемы нефти, пусть и по-дешевке.

Новым регулирующим инструментом правительство сможет ограничить размер скидки, которую назначают отечественные компании покупателям нефти. Это повлияет и на то, сколько экспортных доходов от продажи сырья будет получать страна, и какой размер дефицита в результате окажется в национальном бюджете. Вероятно, подобные регуляторные меры позволят снизить санкционные потери казны в будущем».

Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global:

«Российские компании будут заключать экспортные контракты без какого-либо упоминания ограничения цены. Далее документы будут направлять в ФТС для проверки и разрешения на сделки. Как именно компании смогут следить за контрагентами, сейчас сказать сложно, но видимо они начнут также прописывать в своих контрактах данное условие и привязывать исполнение контракта к условиям российского законодательства. То есть, в первоначальные контракты на экспорт российской нефти добавят условие ее перепродажи без действия механизма ограничения стоимости. Наверняка за редким исключением экспортеры будут соблюдать введенные правительством ограничения, так как они в конечном итоге должны сыграть им только на руку — сократить дисконт на российскую нефть.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 23.01.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики