Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Аналитик Юшков: Германия постепенно перестанет быть индустриальным локомотивом Европы

Аналитик Юшков: Германия постепенно перестанет быть индустриальным локомотивом Европы

У немецкой экономики наблюдаются большие сложности, она сейчас переживает период трансформации из-за отсутствия масштабных по объему и доступных по цене углеводородов из России, заявил РИАМО ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета Игорь Юшков.

Газ стал для Германии дорогим удовольствием

Более пятидесяти лет мощь немецкой экономики строилась во многом на значительных по объему и доступных по стоимости углеводородах сначала из Советского Союза, затем из России, отмечает эксперт. Даже немецкие нефтеперерабатывающие заводы строились в тех местах, где заканчивалась труба газопровода «Дружба». Соответственно сейчас, когда Германия перестала закупать с 1 января 2023 года эту нефть, НПЗ не могут работать в полную мощность.

«Почему немецкая промышленность была такой развитой — потому что они всегда имели особые отношения сначала с СССР, потом с российским Газпромом, всегда была взаимная интеграция. Цена на российский газ для Германии всегда была ниже, чем для других европейских стран, той же Франции. И Германия, обладая дешевой энергией, дешевым газом, который являлся основным сырьем для химической промышленности, имела серьезные конкурентные преимущества. Сейчас газ для немцев, как и для других европейцев, стал дорогим удовольствием. Поэтому многие предприятия становятся нерентабельными и сокращают объемы производства», - добавил эксперт.

Так, даже крупнейший в Германии, в Европе и в мире химический концерн «БАСФ» сократил производство продукции, потому что выросли цены на газ.

Польша может отнять у Германии 10 миллиардов кубов норвежского газа

По сообщениям агентства Bloomberg, Германия зимой 2023 года нарастила поставки сжиженного газа благодаря поставкам из Нидерландов и Норвегии, отказавшись одновременно от газа из РФ.

Однако эксперт предлагает обратить внимание на тот факт, что Нидерланды не повысили объемы добычи газа, наоборот, они ежегодно снижаются.

«Германия закупает в Нидерландах газ, который поступает туда по проекту «Ямал СПГ» (интегрированный проект по добыче, сжижению и реализации газа – прим. ред.). Точно по такой же схеме Германия покупает газ и в Бельгии», — говорит Игорь Юшков.

Что касается поставок газа в Германию из Норвегии, то, во-первых, их объемы нельзя назвать большими, во-вторых, существует риск того, что вскоре по этому каналу часть газа пойдет в Польшу.

Из Норвегии в Германию газ поступает по газопроводу Europipe II. В прошлом году был достроен магистральный газопровод Baltic Pipe, который является ответвлением газопровода Europipe II, т.е. технически источник газа для Baltic Pipe — это Europipe II, по которому газ может транспортироваться из Норвегии в Польшу через Данию.

«Если полякам удастся договориться с норвежцами о продаже газа, то Германия получит меньшие объемы. Существует риск, что поляки отнимут у немцев 10 миллиардов кубов норвежского газа», — предполагает Игорь Юшков.

Наконец, Германия часть газа заменила углем, который дешевле газа. При этом предпринимались разные шаги ради увеличения добычи угля, в том числе такие противоречащие европейской логике, как снос восьми ветряков, на месте которых необходимо было начать раскопки угля.

«Германия вынуждена менять экономическую модель развития, перестраивать всю экономику. В результате этого велик риск того, что она постепенно перестанет быть индустриальным локомотивом Европы. Потому что нынешний энергокризис бьет, прежде всего, по бизнесу, промышленным предприятиям, которые вынуждены сокращать потребление ресурсов», — высказывает свое мнение эксперт.

Автор: Оксана Дяченко

Источник: РИАМО, 24.01.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики