Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сумеречный флот против санкций: Как Россия сумела резко увеличить экспорт нефти

Сумеречный флот против санкций: Как Россия сумела резко увеличить экспорт нефти

Сумеречный флот против санкций: Как Россия сумела резко увеличить экспорт нефти

КРУЧУ-ВЕРЧУ, САНКЦИИ ОБОЙТИ ХОЧУ

...А теперь следите за руками. Берем разнесчастную российскую нефть - санкциями обложенную, потолком цен накрытую, европейским эмбарго измученную. Везем куда-нибудь подальше - например, в Средиземное море. Переливаем ее из одного танкера в другой - и теперь ее можно везти куда угодно и продавать за любую цену!

Про такой способ продажи российской нефти написало американское агентство Bloomberg. Отслеживая путешествия танкеров по морям-океанам, аналитики установили, что Россия «переваливает» - то есть перегружает с одного танкера на другой - рекордные объемы своей нефти. В декабре и январе уже перегрузили около 19 млн баррелей сырья, и процесс только нарастает.

Но и это еще не все. Аналитики выследили: скорее всего, в перевалке участвуют несколько иностранных супертанкеров (огромный корабль водоизмещением от 320 тысяч тонн, - Ред.). В том числе и с их «помощью» экспорт нашей нефти марки Urals растет и за неделю увеличился на 30% - до 3,8 млн баррелей в сутки. Таких цифр не было с апреля прошлого года.

- Здесь сошлись сразу два явления: ответ на санкционное давление и перестроение экспортного рынка, - объясняет Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета. - США и Европа больше не покупают нашу нефть, теперь мы ориентированы только на азиатский рынок. А это более дальние расстояния. Раньше в ту же Европу мы отвозили нефть танкерами небольшого тоннажа класса «река-море». А в Азию - например, в Индию - выгоднее и целесообразнее возить супертанкерами. За 2022 год Россия сделала все, чтобы сформировать лояльный себе флот танкеров, в том числе и супертанкеров. Это так называемый сумеречный флот. Его реальным владельцам запреты США и ЕС не страшны они и не обязаны отчитываться перед ними, куда и по какой цене везут нефть. Основная задача сумеречного флота - преодолевать потолок цены до $60 долларов за баррель и уходить от запретов по перевозке и страховке.

Схема экспорта, по словам эксперта, сейчас такова. В российском порту «черное золото» загружают в обычные танкеры. Те выходят в море и перегружают ее в супертанкеры. Потом снова возвращаются в родной порт, загружаются и обратно на перевалку. Быстро делают несколько ходок, чтобы полностью залить супертанкер. Дальше большие суда через Суэцкий канал или в обход Африки идут до покупателей.

- В сложившихся условиях это нормальная и наиболее эффективная логистика, - говорит эксперт Юшков. – И самое главное, это позволяет нам восстановить объемы экспорта нефти, которые были на начало 2022 года.

А ЧТО С ЦЕНОЙ?

Для выхода на новые рынки России приходится давать значительные скидки на нефть. В прошлом году в мае-июне дисконт доходил до $35 на каждый баррель. К декабрю снизился до $18. Теперь опять вырос.

Как объясняет Игорь Юшков, сейчас мы продаем нефть в среднем по $55 за баррель при биржевой цене в $87. Но это очень усредненная цена. Часть нефти идет с очень серьезными скидками. А другая - практически по биржевым ценам, с дисконтом всего в 7-8 долларов за баррель.

- Эта цена выше установленного потолка. Чтобы перевозить ее, нам и нужен сумеречный флот, - объясняет Игорь Юшков.

Является ли это нарушением санкций? А вот и нет. Суть «ценового потолка» такова: Евросоюз, Большая семерка и другие «недружественные» страны запрещают компаниям своих стран страховать и перевозить российскую нефть, если она продается дороже $60. А когда ее везет какой-то непонятный «сумеречный» танкер в «дружественную» азиатскую страну, то и претензий ему никто не предъявит.

Автор: Наталья Варсегова

Источник: KP.RU, 26.01.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики