Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Для защиты бюджета: Путин поручил обновить методику расчёта цены на российскую нефть

Для защиты бюджета: Путин поручил обновить методику расчёта цены на российскую нефть

Президент России Владимир Путин поручил правительству уточнить способ определения цен на нефть и нефтепродукты для налогообложения энергоотрасли. Согласно поручению, это поможет минимизировать потери бюджета с учётом нынешней ситуации на рынке энергоносителей. Сейчас на фоне западных санкций Москва перенаправляет экспорт углеводородов на Восток, но вынуждена предоставлять большие скидки для привлечения покупателей. Причём средняя цена нефти, которую используют при расчёте налогов для компаний, по-прежнему устанавливается на основе данных Европы, где российское сырьё стоит ещё дешевле, чем в Азии. На этом фоне государственная казна сейчас недополучает часть запланированных нефтегазовых доходов. Впрочем, как полагают эксперты, инициатива президента позволит решить проблему.

Правительство России должно будет пересмотреть методику установления цен на нефть и нефтепродукты при расчёте налогов для компаний энергосектора. Так распорядился президент страны Владимир Путин.

Глава государства поручил кабмину подготовить предложения о возможных корректировках к 1 марта 2023 года. Как пояснили в Кремле, инициатива призвана минимизировать негативное влияние на доходы федерального бюджета с учётом особенностей формирования стоимости сырья в условиях санкций.

Напомним, в 2022 году после начала специальной военной операции на Украине западные страны ввели целый ряд экономических ограничений против Москвы и стали поочерёдно отказываться от закупок российской нефти. Более того, с 5 декабря Евросоюз, государства G7 и Австралия запретили своим компаниям страховать и перевозить сырьё из РФ в другие регионы мира по цене выше $60 за баррель.

В ответ на действия Запада Россия решила полностью прекратить поставки энергоресурса тем импортёрам, которые присоединятся к ценовым ограничениям. В сложившихся обстоятельствах Москва активно перенаправляет экспорт нефти в дружественные страны Азии, Африки и Латинской Америки, но вынуждена предоставлять скидки для привлечения покупателей.

«Основная проблема — это высокий дисконт в результате высокого уровня стоимости фрахта (платы за перевозку нефти. — RT). То есть стоимость фрахта выросла достаточно сильно в связи с теми рисками, которые испытывают перевозчики и контрагенты относительно возможных санкций в соответствии с тем, что они не устанавливают потолок цен», — объяснял ранее вице-премьер России Александр Новак на совещании с Владимиром Путиным.

По последним оценкам Министерства финансов РФ, с 15 декабря 2022 года по 14 января 2023-го баррель российской нефти марки Urals продавался в среднем по $46,82. В то же время стоимость сырья эталонного сорта Brent на мировом рынке колебалась в диапазоне $77—87 за баррель, а сейчас составляет около $88,5.

Отметим, что в российском бюджете на 2023 год заложена цена Urals на уровне $70,1 за баррель. Как подсчитали в Минфине, с учётом нынешних котировок в январе государственная казна может недосчитаться около 54,5 млрд рублей.

На этом фоне Владимир Путин попросил правительство разобраться с ситуацией, чтобы предоставляемые Москвой скидки «не создавали никаких проблем с бюджетом». Как полагают специалисты, изменения в системе налогообложения нефтяного бизнеса отчасти помогут решить поставленную президентом задачу.

«Министерство финансов устанавливает размер экспортной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых на основе средней цены на нефть. То есть чем дороже сырьё, тем больше денег идёт в бюджет. Однако сама цена нефти зависит от сорта и места, где её добывают. Так, например, дальневосточная нефть стоит больше, чем другие сорта, включая Urals», — рассказал RT ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

По его словам, сегодня информацию о средней стоимости нефти Минфину предоставляет международное аналитическое агентство Argus. Компания делает свои расчёты на основе опроса трейдеров, по какой примерно цене те закупают сырьё у России. Между тем собираемые данные касаются только продаж на европейском рынке, который сейчас потерял свою актуальность для Москвы, отметил Юшков.

Поскольку Россия уже практически не торгует нефтью с ЕС, статистика Argus больше не показательна. Реальная стоимость продаваемой нефти может быть выше официальных $46,82 за баррель. Это значит, что государство зарабатывает на налогах меньше, чем должно, утверждают специалисты.

«Из-за перестройки экспорта и перераспределения отпускной маржи на транспортные издержки котировки Argus не репрезентативны и не отражают реальных доходов нефтяников. Поэтому российским властям сегодня нужны новые ориентиры. Возможно, это будут азиатские бенчмарки», — предположил в разговоре с RT эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов.

Вопрос времени

Наряду с изменениями в расчёте налогов, Россия может ограничить и сами скидки на свою нефть. Так, Министерство энергетики страны планирует отслеживать динамику цен на сырьё и при необходимости устанавливать предельный размер дисконта на основе рыночных котировок. Подробности работы такого механизма ведомство собирается представить в ближайшее время.

Впрочем, скидки на российскую нефть вскоре и так должны сократиться, уверен Александр Новак. По его мнению, текущее положение дел с ценами носит лишь временный характер.

«Дисконт должен со временем уменьшиться, как мы это наблюдали в течение 2022 года, когда в марте — апреле дисконт сильно вырос, потом он начал постепенно падать и в два раза уменьшился», — отметил зампред кабмина.

Похожей точки зрения придерживаются и опрошенные RT эксперты. По словам ведущего аналитика Freedom Finance Global Натальи Мильчаковой, сегодняшние скидки больше связаны с маркетингом российской нефти для новых клиентов, нежели с западным потолком цен.

Как объяснила специалист, дисконт позволяет Москве не только заполучить новых клиентов и сохранить лояльность действующих, но и успешно конкурировать с поставщиками сырья из ОПЕК. Так, например, географическая близость к Китаю даёт России возможность демпинговать гораздо больше, чем это делает Саудовская Аравия.

«Через пару лет (а возможно, и раньше) Россия выстроит новую логистическую инфраструктуру, увеличит количество танкеров, наладит сотрудничество с китайскими страховыми компаниями вместо европейских. Причём самое главное, что западное направление перестанет быть приоритетом для российского экспорта углеводородов. Поэтому цена нашей нефти будет гораздо более рыночной», — предположила эксперт.

Стоимость сырья в мире при этом будет планомерно увеличиваться в ближайшее время, считает Мильчакова. Так, в настоящий момент на глобальном рынке уже наблюдается нехватка энергоносителей, в то время как потребление топлива уверенно растёт, особенно в Индии и Китае.

«Что касается нефтегазовых поступлений в российский бюджет, то сейчас ситуация не слишком плохая. Просто в 2023 году мы не будем получать сверхдоходы от продажи сырья, а общий объём нефтегазовых доходов вернётся к уровню 2021-го или 2020-го. Однако уже к 2024—2025 годам эту недополученную прибыль удастся полностью компенсировать, так как России уже не придётся демпинговать, а мировой дефицит нефти никто не отменял», — заключила Наталья Мильчакова.

Авторы: Владимир Цегоев, Ксения Чемоданова

Источник: RT, 27.01.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Текущая ситуация с экспортом российской нефти и нефтепродуктов
Преодоление санкций 2022-2024 годов - важнейшее испытание для российской нефтяной индустрии. После того, как США, Великобритания, ЕС и G7 ввели запрет на закупки российской нефти и нефтепродуктов (за некоторыми исключениями) и механизм потолка цен, Россия смогла найти альтернативные варианты продаж в странах, которые теперь принято называть «глобальным югом». Однако важно рассмотреть экспорт в деталях. Что мы и делаем и новом докладе ФНЭБ.
Зеленая и климатическая повестка: попытка перезагрузки
Правительство-2024: новая конфигурация регуляторов
Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики