Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минуя преграды Запада: как российская нефть просачивается на мировой рынок

Минуя преграды Запада: как российская нефть просачивается на мировой рынок

Политические игры Запада, повышение русофобского градуса во внешней политике и даже попытки грубейшим способом вмешаться в работу мирового рынка нефти не смогли "отключить" российскую нефтянку.

Эмбарго на российскую нефть со стороны Евросоюза и США, а также потолок цен, как оказалось, нефтянку России не обескровили. Мировой рынок черного золота так устроен, что свободных объемов на нем практически не бывает.

Да, у многих стран есть резервы, но они используются в форс-мажорных ситуациях. Из хранилищ всегда стараются извлекать немного нефти для корректировки цен на рынке или для предотвращения дефицита топлива. Однако использовать резервы для балансировки спроса-предложения вместо добычи или импорта нефти – это нонсенс. Любой резерв закончится. Нефть придется покупать в любом случае.

Говоря проще, если из мирового рынка изъять всю российскую нефть, в отдельных уголках планеты тут же появится острая нехватка энергоносителя, поэтому неудивительно, что РФ продолжает успешно торговать этим продуктом даже сегодня.

Чтобы было понятнее: мировые поставки нефти в среднем составили в 2022 году 100,1 млн баррелей в сутки (б/с). Примерно такая же цифра наблюдается уже долгие годы (исключение – лишь 2020-й коронавирусный год). Россия в среднем экспортирует от 4 до 5 млн б/с. В 2022-м средний показатель был около 4,6 млн б/с.

Казалось бы, что такое 4-5 млн б/с по сравнению с мировым показателем в 100 млн, верно? Увы, но скачки цен и кризисы появлялись в истории и при меньшем "выпадении" объемов с рынка. В 2013–2014 гг. цена нефти подскочила до рекордных $140 из-за того, что на рынке возник дефицит жалких 1,5 млн б/с.

В связи с этим многие потребители в мире не хотят исчезновения российской нефти. Из-за этого появляются новые логистические цепочки, серые схемы продаж. В некоторых странах появляется больше российской нефти, чем прежде. При этом именно у этих государств Европа и другие страны G7 удивительным образом начинают покупать больше черного золота и нефтепродуктов.

Нефть есть? А если найдем?

Недавно аналитики из Bloomberg привлекли внимание своих читателей повышением спроса на аренду нефтехранилищ в Сингапуре. В издании сообщили, что, по мнению "операторов резервуаров и специалистов по логистике", этот процесс может помочь скрыть российское происхождение нефти. Эти предположения продублировали в китайской South China Morning Post, заявив, что Сингапур импортирует все больше нефти из РФ, смешивая ее с другими сортами, после чего перепродает энергоноситель дальше. 

В декабре 2022 года сингапурские терминалы приняли в два раза больше российской нефти и топлива, чем год назад. Вполне возможно, что все это будет реэкспортировано на рынки Северо-Восточной Азии, особенно в Индонезию и Вьетнам. По оценкам экспертов из ряда аналитических агентств, трейдеры вроде Trafigura могут получить почти 20% прибыли от смешивания российских компонентов с другими сортами, тогда как обычно их прибыль составляет 10–12%. Точно такая же тенденция наблюдается последние полгода с нефтехранилищами в Фуджейре (ОАЭ), куда российское черное золото стало продаваться в гораздо больших объемах, чем прежде.

 

Как рассказал аналитик ФНЭБ, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков, в 2023 году объем поставок российских нефти и нефтепродуктов в Китай и Индию увеличится.

 

"Если мы посмотрим на 2022 год, то увидим постепенную переориентацию. Первая волна была, когда США ввели санкции против российской нефтянки, а в ЕС просто считали нефть из РФ токсичной и старались меньше ее покупать, однако прямого запрета не было. Тогда Россия начала разворачиваться на Восток", – сказал в беседе с Baltnews Юшков.

"Вторая волна была в преддверии официального эмбарго, которое вступило в силу 5 декабря 2022-го. К этому моменту уже произошла полная переориентация, но в среднем в 2022 году российская нефть все равно шла в Европу. А вот в 2023 году ни одного барреля морским путем ЕС и США получить не смогут, по крайней мере, официально", – добавил он.

Игорь Юшков напомнил, что с 1 января Польша с Германией отказались покупать российскую нефть по трубопроводу "Дружба". Теперь получают российскую нефть среди стран Европы только Венгрия, Чехия, Словакия, а также не входящая в ЕС Сербия (транзитным путем через Венгрию). Пока есть какие-то послабления для нефтепродуктов, но с 5 февраля и против них введут ограничения.

"Все выпадающие объемы морским транспортом уходят в Азию. И здесь главная задача России – найти достаточный объем флота, чтобы перенаправить нефть и нефтепродукты. Транспортное плечо с Азией больше, а значит и число судов нужно увеличить. Но с другой стороны, возможность использования флота сильно сжимается, ведь необходимо использовать только те суда, которые могут игнорировать потолок цен. Их нужно найти и купить", – указал Юшков.

"Подвижки в этой области уже есть, поскольку об этих санкциях стало известно еще в июне, и в середине лета началась подготовка к эмбарго. Было видно, как кто-то скупает танкеры на мировом рынке. Сейчас больше беспокоит доставка нефтепродуктов, ведь для них собрать флот сложнее, чем для сырой нефти", – добавил он.

Настоящая нефть не исчезает, она становится незаметнее

А вот еще пища для размышлений тем, кто не понимает, почему российская нефтянка почему-то неплохо себя чувствует даже в условиях санкций и эмбарго.

За неделю до 13 января совокупные объемы поставок по морю российской нефти выросли на 876 000 б/с, или на 30%, до 3,8 млн. Поставки из стран Балтии выросли на 626 000 б/с по сравнению с предыдущей неделей, а поставки из Черного моря выросли на 47%, есть даже увеличение и из тихоокеанских портов РФ.

Как же так? Почему это происходит, когда G7 включили потолок цен на российскую нефть, а ЕС и США вообще ее не покупают (исключение трубопровод "Дружба")? Почему в среднем за четыре недели до 13 января общий объем морского экспорта РФ вырос на 550 000 б/с, по сравнению с аналогичным временным отрезком до 6 января, когда ввели эмбарго?

Во-первых, танкеры из России все реже указывают конечные пункты назначения. В течение четырех недель до 13 января суда, перевозившие более 29 млн баррелей нефти, покинули порт, не указав конечного пункта назначения. Интересно, наполнение нефтехранилищ в ОЭА или Сингапуре как-то с этим связано?

Во-вторых, в Средиземном море в последние месяцы наблюдается оживление перевалки грузов с одного танкера на другой. Подобные операции были замечены у испанского города Сеута, а так же у греческого побережья недалеко от Каламаты. Яркий пример – супертанкер класса VLCC под названием Lauren II, который завершил перевалку трех 100 000 тонных грузов в Сеуте, после чего направился в Азию. Еще один пример – судно "Сан-Паулу" которое приняло два груза, прежде чем отправиться через Суэцкий канал.

Россия все чаще перенаправляет потоки нефти и продуктов ее переработки. По данным Refinitiv, поставки дизельного топлива из российских портов в Турцию увеличились в декабре 2022 года до более чем 750 000 т. Всего же по итогам 2022 года Анкара закупила 5,05 млн т. Для сравнения: в 2021-м объем закупок у РФ был около 3,99 млн т. Кстати, за первую половину января Турция уже успела купить у России около 450 000 т. дизтоплива.

Выросли поставки дизтоплива и в Марокко – до 735 000 т в 2022-м. Это много. В 2021 году импорт российского нефтепродукта для североафриканской страны составлял всего лишь 66 000 т. С начала 2023 года уже было поставлено 140 000 т. В Refinitiv, кстати, утверждают, Россия так же наращивает поставки в Гану, Сенегал, Ливию и даже в Уругвай и Кот-д'Ивуар.

Неужели во всех этих странах из воздуха появились сотни тысяч машин, которым понадобилось дизтопливо? Сомнительно. В Азии, где Китай никак толком не может выйти из локдаунов, вдруг резко понадобились огромные дополнительные объемы нефти? Вряд ли. Сценарий, при котором все эти страны закупают российский товар со скидкой, а потом перепродают его, в том числе той же Европе, выглядит более реальным.

 

Даже Великобритания, которая быстрее всех ввела санкции против российского нефтегазового сектора, все чаще грешит сомнительными сделками по покупке черного золота у "агрессора".

 

В 2022 году индийский (один из крупнейших в стране) нефтеперерабатывающий завод в Джамнагаре импортировал 215 партий сырой нефти и мазута из России. Это в четыре раза больше, чем было закуплено в 2021-м.

С февраля 2022 года Лондон закупил именно у этого завода 10 млн баррелей дизтоплива и других продуктов нефтепереработки. Это в 2,5 раза больше чем Великобритания приобрела в течение 2021 года у трейдера Trafigura и компаний Shell, BP, PetroChina Co, Essar Group вместе взятых. Да, российскую нефть Соединенное королевство не покупает, а вот топливо, сделанное из нее на индийском НПЗ, как оказалось, очень даже хорошо торгуется.

Неловко как-то выходит. Вроде санкции, потолки цен и эмбарго есть, а российская нефть на мировой рынок как текла, так и течет…

Автор: Любовь Безродная

Источник: Baltnews.com, 30.01.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики