Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Будущее европейского рынка электрокаров — в маленьком эстонском городе недалеко от России

Будущее европейского рынка электрокаров — в маленьком эстонском городе недалеко от России

В Силламяэ с населением 12 тысяч человек планируют построить завод по производству магнитов из редкоземельных металлов. Они широко используются в двигателях для электромобилей. Новое предприятие должно снизить зависимость Европы от поставок критически важных для автомобильной отрасли компонентов из Китая, пишет Bloomberg

В советское время градообразующим предприятием Силламяэ был секретный завод, построенный после Второй мировой войны. На нем производились окислы урана для атомной промышленности СССР. В 1990-м переработка урановых руд прекратилась. Сегодня о прошлом напоминает только законсервированное хранилище радиоактивных отходов на мысе Пяйте — крупнейшее в Эстонии.

В конце прошлого века на базе бывшего секретного завода была создана акционерная компания Silmet, которая занялась выпуском редкоземельных металлов из местного сырья. Сегодня это единственное предприятие за пределами Азии, выпускающее неодим. Этот металл используется в том числе в производстве магнитов для электродвигателей, включая автомобильные. Спрос на неодим будет только расти, особенно с учетом того, что через несколько лет европейцы планируют пересесть на электрокары.

Сегодня главным производителем неодима является Китай, который контролирует примерно 90% мирового рынка редкоземельных металлов. И вполне понятно желание европейцев снизить зависимость от китайских поставок. Продолжает автоэксперт Артем Бобцов:

«Китай — мировой лидер по производству электромобилей уже достаточно давно. Поэтому потребность довольно давно там сформировала рынок поставок неодима. Таким образом, он благодаря росту своего внутреннего рынка стал мировым гегемоном в части этого производства. Так как из Китая всегда можно было поставлять много и дешево неодимовых магнитов, никто в мире не заморачивался с собственным производством: все просто закупали в Китае. И только сейчас наконец-то дошло до многих, что это уже становится вопросом безопасности. В том числе в связи с развитием электротранспорта и вообще всем, что связано с электродвигателями. Именно поэтому в том числе Европа и США озабочены гегемонией Китая на этом рынке и ищут альтернативные пути производства самих магнитов, так как месторождения неодима, самого по себе сплава, есть еще в мире кроме Китая».

Нынешний владелец завода в Силламяэ — канадская Neo Performance Materials. Она намерена расширить производство редкоземельной продукции и построить новый завод. Сырье для него будут поставлять с месторождения в Гренландии, которое принадлежит тем же самым канадцам. Запустить свой первый крупный горнодобывающий проект они собираются в течение ближайших двух-трех лет.

Но вряд ли эти заводы смогут полностью заместить неодим из Китая. Кроме того, продукция эстонских предприятий будет дороже китайской, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

«Я думаю, что это часть того самого процесса, который начался еще несколько лет назад, — попытки вернуть Западу и его союзникам хотя бы часть производства редкоземельных металлов, которые были утрачены и которые объективно необходимы для энергоперехода и так называемого зеленого курса. Пусть стараются, но мне кажется, что по мере увеличения производства электромобилей выяснится, что ресурсов, прежде всего металлов, для того чтобы это все делать, может и не хватить. Нужно будет все больше лития, неодима, кобальта. Я уже не говорю про все остальное. А это стоит денег».

В соседней Нарве, которая, как и Силламяэ, в основном русскоязычная, тоже ждут появления нового завода. Власти города считают, что это станет новым стимулом для развития промышленного центра страны, который давно уже находится в упадке. Но когда в Эстонии появится новый завод по выпуску редкоземельной продукции и какой будет его мощность, пока неизвестно.

Источник: BFM.RU, 01.02.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики