Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия ответила на потолок нефтяных цен. Как будут работать эти меры

Россия ответила на потолок нефтяных цен. Как будут работать эти меры

Эксперт Юшков: ответные меры России на потолок цен направлены на повышение прибыли

В России 1 февраля вступил в силу указ президента Владимира Путина об ответных мерах на потолок цен на нефть. Как будет работать этот документ, в беседе с «360» объяснил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Согласно указу президента, отечественным компаниям, в частности, запрещается поставлять нефть и нефтепродукты иностранным покупателям, если в контрактах прямо или косвенно предусматривается использование механизма фиксации предельной цены. Из этого правила могут быть исключения, но только на основании решения главы государства.

Юшков отметил, что ответные меры на потолок цен с российской стороны можно назвать довольно мягкими. Он напомнил, что изначально предлагались более жесткие решения, вплоть до установления нижнего предела цены, при падении ниже которого Россия вообще не стала бы продавать нефть.

Помимо этого, предлагали создать единого экспортера на базе одной из компаний, но в итоге приняли наиболее мягкий сценарий с минимальным вмешательством государства в рынок.

По мнению Юшкова, свою роль в происходящем сыграл довольно позитивный опыт 2022 года, когда, несмотря на колоссальные изменения и санкции, компании сами довольно быстро восстановили отрасль.

"Весной, например, у нас сократился экспорт, увеличилась скидка на российскую нефть. Но уже к сентябрю компании восстановили объем экспорта, скидка постепенно уменьшалась. В этом плане рыночные механизмы зарекомендовали себя хорошо, а нам нужно от нефтяной отрасли, чтобы она приносила деньги в бюджет". - Игорь Юшков, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

По словам Юшкова, поэтому государство и приняло решение запретить прописывать в контрактах ценообразование с привязкой к потолку цены, чтобы никто не указывал стандартную формулу ценообразования на каждую партию нефти с пометкой о пределе в 60 долларов за баррель.

«Вот чтобы такого не было, государство официально запретило подобную деятельность. Если что-то подобное в контрактах выявляется, тогда отгрузка нефти запрещена через границу», — добавил эксперт.

Новый механизм расчета

Юшков напомнил, что в конце января премьер Михаил Мишустин подписал постановление, согласно которому Минфин и Минэнерго должны до 1 марта этого года утвердить порядок мониторинга цен на экспортную нефть.

«Компании, по сути, будут обязаны предоставлять копии контрактов или допсоглашений об отгрузке партий нефти. Правительство с этой помощью получит данные о том, сколько стоила каждая конкретная партия нефти при экспорте, и сможет само составлять среднюю за месяц цену экспорта на российские сорта», — уточнил специалист.

Он подчеркнул, что это имеет особенно важное значение, так как от средней экспортной цены рассчитывают пошлину на экспорт нефти и налог на добычу полезных ископаемых.

Раньше Минфин просто заказывал у международной компании Argus данные о средней стоимости российского сорта Urals за предыдущий месяц, напомнил Юшков. Специалисты Argus получали эти данные, опрашивая трейдеров в порту Роттердама и в портах Средиземного моря.

«Сейчас это делать невозможно, потому что в Роттердам, как и в порты Средиземного моря, российская нефть больше не приходит с декабря. Все — эмбарго. Поэтому возник вопрос: кого опрашивать, как выявлять эту среднюю цену?» — пояснил Юшков.

В связи с этим появилась необходимость корректировки механизма расчета средней цены.

«Одним постановлением достигают двух целей — разъясняют, как отвечаем на потолок цены, и формируют базу, чтобы собирать статистику о средней цене экспортной нефти, чтобы на основе этих данных формировать размер экспортной пошлины и налогов», — заключил эксперт.

Источник: «360», 01.02.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики