Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российский «нефтяной» ответ Западу на «потолок» сочли труднореализуемым

Российский «нефтяной» ответ Западу на «потолок» сочли труднореализуемым

Контролерам из Минэнерго и ФТС придется туго

1 февраля вступил в силу указ президента о противодействии санкционному «потолку» цен на нефть и нефтепродукты из России. Двумя днями ранее правительство опубликовало постановление, регламентирующее реализацию этого документа. Названы и конкретные исполнители - Минэнерго и Федеральная таможенная служба.

Напомним, согласно президентскому указу от 27 декабря, с 1 февраля запрещаются поставки российского сырья иностранным юридическим и физическим лицам, при условии, что в соответствующих контрактах «прямо или косвенно предусматривается использование механизма фиксации предельной цены» в $60 за баррель. Причем запрет (сроком действия до 1 июля 2023 года) применяется на всех этапах поставок до конечного покупателя. 

Что касается надзора над участниками экспортных сделок, эту функцию правительство возложило, в первую очередь, на Минэнерго. Начиная с марта 2023 года, ведомство Николая Шульгинова должно ежемесячно не позднее 10-го числа каждого месяца направлять отчет о мониторинге исполнения указа в «межведомственную рабочую группу по вопросам, связанным с деятельностью в топливно-энергетической сфере». Кабинет министров также поручил Минэнерго до 1 марта совместно с Минфином утвердить порядок отслеживания цен на вывозимую из России нефть. Компании-экспортеры должны предоставлять в ФТС контракт на поставку товаров, «в соответствии с которым определяется цена на нефть», плюс заявление, подтверждающее отсутствие в контракте положений о применении потолка цен.

«Отечественным поставщикам придется проверять все формулировки в договорах, заключенных с зарубежными покупателями сырья, - говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. - Там не должно быть указаний, что используется принцип «price cap» (ценовой предел). Если по условиям контракта нефть продается с большим дисконтом из-за ценового потолка, такую партию ни ФТС, ни Минэнерго не пропустят. Значит, экспортеры будут обязаны объяснить предоставление дисконта покупателю. Это станет формальной причиной не поставлять российскую нефть в другие страны. По факту, власти ужесточают контроль за тем, по каким ценам и куда уходит российское сырье».

Ответные меры Москвы носят во многом декларативный характер, считает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. Президентский указ запрещает поставки российского сырья не конкретным государствам (многие из которых сами давно отказались от него), а «иностранным гражданам и компаниям», в чьих контрактах на покупку углеводородов так или иначе окажется ссылка на использование механизма ценового лимита. Но сам бизнес никогда не допустит такого прокола, он просто укажет определенную стоимость товара без формальной привязки к «потолку». Кроме того, для нарушителей не предусмотрено четких мер ответственности. Да и потенциальный объем документации, которая подлежит проверке в связи с запретом, настолько велик, что возможности ее досконально проанализировать у контролирующих органов не будет, уверен эксперт. 

«Но сами по себе санкции Запада (эмбарго на морские поставки и «потолок цены») существенно меняют ситуацию с российским экспортом и производством углеводородов, - отмечает Гойхман. – По нефти она не критична, в плане физических объемов: происходит перенаправление «выпадающих» поставок на другие направления – в Индию, Китай, Турцию. Финансовые потери экспортеров возникают из-за огромных скидок. Стоимость нефти ниже «потолка» в $60 за баррель определяется по контрактам на момент отгрузки. Так, по данным Минфина, с 15 декабря 2002 года по 14 января 2023-го средняя цена на сорт Urals составила $46,8. При этом Brent стоил порядка $83».

Что касается нефтепродуктов (эмбарго вступает в силу с 5 февраля), с ними все сложнее как раз в плане физических объемов поставок. Для России потеря европейского рынка сбыта в целом невосполнима: в отличие от сырой нефти, экспорт нефтепродуктов можно переориентировать на другие направления лишь в малой степени. Мощности по переработки есть практически везде, закупать дополнительные объемы не захотят ни Индия, ни Китай, ни Турция. Да и для внутреннего потребления в России эти объемы также излишни, поскольку всегда шли исключительно в Европу. Соответственно, резюмирует Гойхман, придется сокращать производство дизельного топлива и мазута, уменьшать загрузку НПЗ, а также саму добычу нефти – ориентировочно на 10-12% в течение 2023 года. Нефтегазовые доходы бюджета от экспорта могут не дотянуть до запланированных даже с учетом эмбарго 8,9 трлн рублей. Велика вероятность, что они не превысят 7-7,5 трлн.

«Де-факто государство обязывает нефтяные компании предоставлять ему данные о коммерческих контрактах, - говорит эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. – Дело в том, что раньше Минфин покупал информацию о средней стоимости российского сорта Urals у британского агентства Argus. Эта организация опрашивала трейдеров относительно сделок в порту Роттердама и портах Средиземного моря за определенный период времени. Сегодня ситуация кардинально иная: морские транспортировки запрещены. Но правительству нужно иметь собственную статистику по средней цене российской нефти за предыдущий месяц, чтобы справедливо высчитывать от нее экспортную пошлину и НДПИ. Теперь цифры, касающиеся отгрузки каждого барреля, будут поступать в Минфин напрямую от экспортеров».

Автор: Георгий Степанов

Источник: МК, 01.02.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики