Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минфин заявил о подешевевшей нефти Urals до 49,48 доллара за баррель. Критично ли это?

Минфин заявил о подешевевшей нефти Urals до 49,48 доллара за баррель. Критично ли это?

Средняя цена российской нефти Urals в январе составила примерно 49,5 доллара за баррель. Между тем с февраля начал действовать российский ответ на потолок нефтяных цен

По сути, пока сильно ничего не поменялось. В декабре прошлого года российская нефть марки Urals в среднем, по данным Минфина, стоила примерно 50,5 доллара за баррель. И это было где-то в полтора раза меньше, чем в декабре 2021 года. В январе, судя по свежим данным ведомства, цена снизилась еще на доллар. Это в 1,7 раза ниже, чем в январе 2022-го. Видимо, это и есть последствия введенного потолка. А с февраля начинает действовать российский ответ. Теперь экспортерам запрещено в контрактах прописывать, что они согласны с предельной ценой. Хотя по факту она и так ниже установленного лимита в 60 долларов.

О том, как соблюдаются эти требования, рассуждает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов:

«Установление потолка цен является абсолютно нерыночной мерой, она способна дестабилизировать весь глобальный рынок энергоресурсов и, по сути, сделать этот рынок регулируемым. Поэтому ответ России должен быть достаточно жестким, это прописано в указе президента: Россия не будет поставлять углеводороды в те страны, которые устанавливают предельный уровень цен. Однако вместе с тем мы видим, что нет механизма реального контроля и ответственности за несоблюдение поставки углеводородов по предельным ценам. По сути, президентский указ в какой-то мере исполняется очень формально».

В ситуации, когда принципы ценообразования меняются на глазах, всегда возникают вопросы. 1 февраля эталонная смесь Brent на мировых рынках стоила около 85 долларов за баррель. То есть примерно на 35 долларов дороже российской нефти. Но если ее продают с дисконтом, то кто-то может получить на разнице прибыль. И о ней общественность не узнает — с учетом закрытости данных о поставках. Они и раньше не были особо публичны, а у танкерной нефти по пути из одного порта в другой могут несколько раз меняться владельцы. А потом ее, если порассуждать, поставят на какой-нибудь перерабатывающий завод — не важно, в какой стране, — который может принадлежать в том числе российскому собственнику. Или же владелец поменяется, когда топливо доставят непосредственно в порт. Ирония в том, что когда оно уже получено покупателем, то сам факт происхождения не так важен. Санкции запрещают перевозить и страховать нефть, если про нее известно, что она дороже 60 долларов. Но про это неизвестно хотя бы потому, что российский закон запрещает упоминать потолок в контрактах.

Но если нефть уже в порту назначения, то разницы особой нет, указывает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Здесь сложно отследить всю цепочку, да и раньше нефть тоже могла поменять нескольких собственников. Сейчас, насколько мы понимаем, в основном из российских портов нефть выходит небольшими танкерами, дальше она перегружается в танкеры большего дедвейта уже в море и супертанкерами идет на азиатские рынки: транспортное плечо такое длинное, что нужно наиболее эффективно ввозить, большими танкерами. В какой момент меняется право собственности, сказать сложно. Но я думаю, что либо при загрузке еще в российском порту, либо уже в Азии, когда доставлено. И это было бы логично».

Вице-премьер Александр Новак в среду заявил, что ситуация на мировом рынке стабильная, а цены приемлемые. Правда, из этих слов до конца непонятно, о каких ценах идет речь: мировых или тех, что дают именно за российскую нефть. В то же время Новак сказал, что и добыча, и экспорт в России стабильны и есть сбыт на альтернативных рынках. Тем более РФ поставляет не только танкерную нефть, а та, что идет по трубам, под санкции не попала. Наконец, если верить Bloomberg, то цена в 50 долларов за баррель для России относительно приемлема. РФ не придется потратить свои активы в юанях за год, как это могло бы произойти при цене в 25-35 долларов за бочку. Но и пополнить резервы, как при цене в 60 долларов, возможно, тоже не получится. Такое состояние можно назвать средним.

Источник: BFM.RU, 01.02.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики