Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Контуры союза: весной у России может появиться новый покупатель газа

Контуры союза: весной у России может появиться новый покупатель газа

Россия продолжает поиски новых партнеров и прорабатывает новые маршруты для экспорта природного газа, от которого отказались в Европе. Меньше чем через месяц, с 1 марта, Россия может начать поставки газа в Узбекистан. Означает ли это, что идея тройственного газового союза, предложенная в конце прошлого года президентом России, обретает реальность, — в материале ТАСС.

24 января "Газпром" и узбекский Минэнерго подписали дорожную карту по сотрудничеству в газовой отрасли. За неделю до этого аналогичная дорожная карта была подписана российским холдингом с Казахстаном.

Комментируя подписание дорожной карты, глава Минэнерго Узбекистана Журабек Мирзамахмудов заявлял, что сначала будут изучены технические возможности, затем пройдут переговоры по цене и, если все получится, тогда Узбекистан начнет закупку газа. Однако озвученная министром цепочка действий подразумевает процесс, который может растянуться на месяцы. Между тем газ Узбекистану нужен немедленно, более того, уже была заявлена и ожидаемая дата начала поставок — 1 марта нынешнего года.

Откуда пойдет газ?

Газ в Узбекистан, скорее всего, пойдет с ямальских месторождений, говорят эксперты. Оттуда он поступит в одну из ниток системы магистральных газопроводов (МГП) "Средняя Азия — Центр", которая представляет собой построенную в 60–80-х годах прошлого столетия советскую газотрубопроводную систему, по которой из Туркмении через Узбекистан и Казахстан газ поступал в Центральную Россию. Всего МГП состоит из четырех ниток общей мощностью 50 млрд кубометров в год. Одну из этих ниток и предполагается перенастроить на реверс и отправить газ в обратном советскому направлении. Однако до этого построенную полвека назад инфраструктуру действительно необходимо проверить и при необходимости модернизировать. 

По мнению экспертов, можно говорить о прокачке нескольких миллиардов кубометров ежегодно. Это, конечно, и близко не возместит "европейские" потери, но поставками в Узбекистан дело может не ограничиться.

Зачем Узбекистану российский газ?

Узбекистан имеет собственные запасы газа. Более того, долгое время он сам выступал как продавец топлива, поставляя его даже в Россию. Так, еще в 2019 году "Газпром" закупил у республики 4,9 млрд кубометров. Но последние годы собственная добыча Узбекистана снижается, в 2022 году было добыто 51,7 млрд кубометров, из которых 46,4 млрд ушло на внутренние нужды, а еще 4 млрд — на экспорт в Китай. При этом энергетические потребности страны растут, и самостоятельно их обеспечить местная газотранспортная инфраструктура уже не в состоянии. Правда пока дефицит газа носит в Узбекистане сезонный характер и ощущается в основном зимой. Нынешняя зима, например, выдалась в Центральной Азии аномально холодной, и в результате Узбекистан временно приостановил экспорт газа в Китай и даже был вынужден закрыть (или как минимум ограничить) в некоторых районах работу автомобильных газонаполнительных станций. В декабре страна заключила контракт с соседями из Туркменистана на поставку 1,5 млрд кубометров за три месяца. Но это сняло проблему лишь частично, поскольку в середине января (в самую стужу) Туркмения на девять дней приостановила поставки из-за образования гидратных пробок в трубопроводах.

По словам заведующего отделом исследований энергетических рынков РФ РАН Вячеслава Кулагина, Узбекистан готов как покупать туркменский газ и дальше, так и перейти на российский. Все зависит от его цены. Вместе с тем, по мнению эксперта, России газовый рынок Узбекистана также будет интересен, только если по цене окажется сопоставим с другими экспортными маршрутами. Впрочем, то же самое касается и интересов других поставщиков. "У того же Туркменистана есть альтернатива — экспорт в Китай, поэтому ронять цену продажи ему необходимости нет", — говорит он.

Зачем это России? 

Деловые связи между Россией и Узбекистаном теснее, чем может показаться на первый взгляд. Россия, например, занимает первое место по числу созданных в Узбекистане совместных предприятий. Несколько этапных для азиатской страны проектов реализуется при непосредственном участии российских корпораций, в том числе государственных.

"Все зависит от того, как будет развиваться процесс потребления в самом Узбекистане, — поясняет ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович. — Президент Узбекистана уже сказал, что видит будущее страны в том, чтобы вообще прекратить экспорт газа и тратить только на собственное потребление. Вопрос в том, будет ли ему газа хватать или он захочет оставаться в цепочке стран, которые поставляют газ Китаю. Тогда кооперация с Россией будет востребована".

В свою очередь Вячеслав Кулагин уверен, что выгоды России от поставок газа в Узбекистан будут зависеть исключительно от условий контрактов. "Если выгода будет минимальной, то готовящиеся поставки окажутся не более чем сезонным решением. Энергетический рынок Узбекистана, конечно, растущий, но довольно низкими темпами. Нельзя сказать, что даже через десять лет там появится потребность в дополнительных 10, тем более 20 млрд кубометров". 

Тем не менее Узбекистан с большим отрывом остается самой густонаселенной страной в Центральной Азии. В республике проживает порядка 36 млн человек, а, например, в соседнем Казахстане, чья территория в шесть раз больше, живет лишь 19 млн. Такая населенность открывает новые возможности и рынки для отечественных предпринимателей. "Население большое, можно придумать варианты сотрудничества. В том числе наращивать через Узбекистан параллельный импорт", — рассуждает Станислав Митрахович.

По дороге к союзу

В конце осени прошлого года стало известно о предложении России создать "тройственный газовый союз" с Казахстаном и Узбекистаном. Союз коммерческий, без политических условий, с основной целью — координацией транспортировки газа из России по территории Центральной Азии. Впрочем, позднее стало известно, что совместная деятельность может предусматривать переработку и поставки газа и на новые рынки.

В первую очередь — в Китай. "С учетом уже намеченных проектов поставки могут составить 100 млрд кубометров в год", — заявил в конце года в интервью ТАСС вице-премьер РФ Александр Новак. 

В Казахстане к идее союза отнеслись с интересом, а в Узбекистане — скептически. Во всяком случае, в публичном пространстве. Журабек Мирзамахмудов в начале декабря объявил, что Узбекистан намерен импортировать газ строго по контрактам, а не "через альянс или союз". Через полтора месяца Россия подписала и с Казахстаном, и с Узбекистаном "газовые" дорожные карты. Однако, по мнению Вячеслава Кулагина, пока это только усиление двусторонних отношений. "Союз — это нечто более серьезное, в нем задействованы более глобальные схемы работы на рынках, а не просто вопрос поставок сырья", — считает он.

"Движение в сторону конгломерата идет, но вот относительно именования его неким "союзом" есть большие сомнения, — добавляет Станислав Митрахович. — Такое название будет их скорее отпугивать, они не захотят привлекать лишнее внимание к проектам. Но относительно заключения соглашений и формирования кооперации — да".

Автор: Евгений Мазин

Источник: ТАСС, 02.02.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики