Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Неожиданный поворот: почему МВФ пересмотрел прогноз по экономике России

Неожиданный поворот: почему МВФ пересмотрел прогноз по экономике России

МВФ приятно удивил позитивным прогнозом для экономики России в 2023 году. "Прайм" заинтересовался, почему фонд ожидает роста российского ВВП, хотя прежде Запад высказывал совсем другие оценки.

РОСТ ВМЕСТО ПАДЕНИЯ

Улучшения ситуации в экономике России ожидает по итогам 2023 года Международный валютный фонд (МВФ). Крупнейшая в мире финансовая организация (специализированное учреждение ООН) улучшила прогноз по российскому ВВП и теперь допускает его рост на 0,3% вместо снижения на 2,3%, которое ожидалось ранее. В 2024 году, по оценке фонда, рост ускорится до 2,1%.

Следует отметить, что МВФ в своем отчете уделил особое внимание стоимости нефти в текущем году, а также отметил способность России заместить рынки сбыта, потерянные из-за политически мотивированных ограничений.

Согласно прогнозу, российская нефтяная добыча при актуальных дисконтах в 25-30 долларов к эталонному сорту Brent сохранится на прежних уровнях. А значит, государственный бюджет России получит достаточно средств, чтобы обеспечить небольшой рост экономики, сделали вывод в МВФ.

НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ ОЦЕНОК

Улучшение прогноза МВФ, на первый взгляд, выглядит вдохновляюще. Однако не все так просто, указывают специалисты.

Ведущий аналитик отдела глобальных исследований "Открытие Инвестиции" Олег Сыроваткин в принципе скептичен относительно прогнозов фонда. Он отмечает, что по результатам проведенного в 2019 году анализа более чем 3200 прогнозов по динамике ВВП отдельных стран в период с 1999 по 2019 годы лишь в 6,1% случаев ожидания МВФ отклонялись от фактического значения на 0,1% и меньше. В 56% случаев МВФ недооценил последующие темпы роста ВВП отдельных стран, в 44% случаев — переоценил.

По свидетельству эксперта, в среднем прогноз отклонялся от фактического значения на 2,0% (независимо от направления). "При этом для развитых экономик среднее отклонение составляло 1,3%, для развивающихся — 2,1%", — рассказывает Сыроваткин.

Член экспертного совета, руководитель медиацентра Института развития технологий ТЭК (ИртТЭК) Дмитрий Коптев замечает, что Всемирный банк (ВБ) ожидает снижения российской экономики в 2023 году на 3,3%, ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) — на 5,6%, S&P — на 1,6%. "Правда, прогноз S&P датируется весной 2022 года, после этого агентство отозвало рейтинги России и перестало давать прогнозы относительно ее развития, — уточняет специалист. — Moody's ожидает падения на 3%".

Российские официальные оценки тоже не так оптимистичны относительно перспектив роста экономики страны в 2023 году, как МВФ. "Согласно последним прогнозам, Минэкономразвития ждет снижения на 0,8%, Банк России — на 1-4%, — перечисляет Коптев. — Консенсус-прогноз аналитиков российских компаний от начала января — минус 2,5%".

ПРОГНОЗ — НЕ ПРЕДСКАЗАНИЕ

"Прогнозы МВФ, как и любые другие прогнозы крупных организаций, как правило, неточны, — соглашается заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. — И к самим прогнозам надо все-таки относиться не как к попытке предсказать будущее, а, скорее, как к попытке определить, что будет при определенных вводных".

И в этом смысле прогноз МВФ ничем не хуже любого другого, особенно в нынешнее нестабильное время. Не случайно прогнозы аналитиков так расходятся — слишком много неопределенности.

По мнению Коптева, ключевым фактором, который будет влиять на российскую экономику в 2023 году, станет ее способность адаптироваться к санкциям, прежде всего, в отношении поставок нефти и нефтепродуктов. В прошлом году крупные международные организации ожидали резкого сокращения добычи в России. "И даже если бы цены на российскую нефть остались достаточно высокими, из-за потери порядка 3% мирового рынка экономика оказалась бы в худшем положении, чем сейчас, — рассуждает специалист. — Однако по факту последствия эмбарго западных стран и запрета на морскую транспортировку не так сказываются на нашем "нефтегазе", как ожидалось".

Но если санкционные ограничения сохранятся в нынешнем виде, это один сценарий. Если их отменят или введут новые — уже совершенно другой.

Второй момент — зарубежные аналитики оценили то, как Россия успешно перестроилась на азиатские рынки. "Там мы видим Китай, который снимает вирусные ограничения. Это должно подтолкнуть китайскую экономику и помочь общемировой экономике тоже избежать рецессии", — рассуждает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков.

А укрепление глобальной экономки в целом означает укрепление спроса на нефть и нефтепродукты, что открывает дополнительные возможности для российского экспорта. Плюс к тому — недофинансирование нефтяной отрасли во всем мире. Все это создает условия для того, чтобы цены на нефть сохранялись на высоком уровне, считает Юшков. Это будет позитивно и для стоимости российского сырья. И экономика Российской Федерации, бесспорно, будет развиваться лучше.

Ключевыми факторами, которые, по мнению Коптева, в 2023 году определят цену на нефть — основной источник доходов госбюджета России — будут экономическая ситуация в Китае и успех (или неудача) США в реализации сценария "мягкой посадки" экономики. Если не прилетит очередной "черный лебедь". "Предсказать появление которого по определению невозможно", — добавляет эксперт.

Таким образом, неожиданно позитивный прогноз МВФ относительно ситуации в российской экономике в 2023 году отражает, в первую очередь, текущую оценку ситуации, сложившейся в России и в мире. Он может оказаться неточным. Однако предсказать, как именно будут развиваться события, не представляется возможным. И экономика страны по итогам года вполне может оказаться в еще лучшем состоянии, чем сейчас ожидают аналитики фонда.

Автор: Олег Кривошапов

Источник: ПРАЙМ, 02.02.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики