Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Цепочная реакция: нефтепродукты для ЕС могут подорожать на 30%

Цепочная реакция: нефтепродукты для ЕС могут подорожать на 30%

Что ждет Европу после вступления в силу потолка цен на продукцию из России

Стоимость нефтепродуктов в Европе может вырасти на 20–30% на фоне вступления в силу потолка цен на эту продукцию из России, считают опрошенные «Известиями» эксперты. Если ранее Европа закупала нефтепродукты у РФ напрямую, то теперь это придется делать через перерабатывающие предприятия в Индии, Китае и других странах. На стоимость серьезно повлияет увеличение логистического плеча, говорят аналитики. 3 февраля страны ЕС достигли договоренности о введении ценового потолка: он будет установлен на уровне $100 за баррель на нефтепродукты, торгующиеся с премией, и $45 за баррель — на торгующиеся со скидкой.

Участники торговли

В ближайшие месяцы стоимость нефтепродуктов в Европе может вырасти на 20–30% на фоне вступления в силу потолка цен на эту продукцию, поставляемую из России, рассказал «Известиям» финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов. Ранее Европа закупала нефтепродукты у РФ напрямую, теперь это придется делать через перерабатывающие предприятия в Индии, Китае и других странах. На стоимость серьезно повлияет увеличение логистического плеча, пояснил эксперт.

3 февраля постпреды стран Евросоюза достигли договоренности о введении ценового потолка на нефтепродукты из России. Об этом сообщалось на странице шведского председательства в Совете ЕС в Twitter.

По данным Bloomberg, потолок будет установлен на уровне $100 за баррель на нефтепродукты, торгующиеся с премией, и $45 за баррель — на торгующиеся со скидкой. Ограничение вступило в силу 5 февраля.

Ранее российская сторона заявляла, что откажется поставлять нефть и нефтепродукты тем странам, которые будут применять потолок цен. В декабре 2022 года Владимир Путин подписал указ, согласно которому поставки топлива запрещаются иностранным компаниям, если в контрактах «прямо или косвенно предусматривается использование механизма фиксации предельной цены».

Экспорт нефтепродуктов из России в Европу в течение 2022 года составлял в среднем 1,2 млн баррелей в сутки, оставаясь стабильным по отношению к показателям 2021 года, писали СМИ.

Теперь Европа не только будет вынуждена покупать нефтепродукты дороже у стран-перепродавцов, но может столкнуться и с риском дефицита дизеля как моторного топлива, а также нафты как сырья для нефтехимии и сжиженного углеводородного газа (СУГ), отметил зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев.

— С учетом того, что промышленность Европы на фоне энергокризиса сокращается и риск дефицита нефти относительно невелик, СУГ, скорее всего, поставят США. А вот доставка дизеля и нафты из Индии и Китая увеличит их стоимость и создаст риск дефицита из-за сложностей с логистикой, — отметил эксперт.

Накануне агентство Bloomberg сообщило, что ближайшим летом Нью-Йорку и другим городам восточного побережья США грозит нехватка бензина из-за вступления в силу эмбарго ЕС на импорт нефтепродуктов из России. Агентство отметило, что ограничение помешает производству достаточного количества бензина в самих европейских странах и негативно скажется на его поставках американцам, спровоцировав взлет цен на топливо. О том, что ЕС столкнется с нехваткой топлива и ростом цен из-за санкций, заявили 5 февраля и в минэнерго Венгрии.

Влияние на рынок

При этом на внутреннем рынке России цены на АЗС не будут расти выше уровня инфляции, отметил замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. Ранее в интервью «Известиям» первый замглавы Минэкономразвития Илья Торосов заявил, что рост цен в 2023 году будет на уровне 5–6%.

При этом некоторые эксперты допускают, что на фоне новых санкций цены на топливо в России могут даже перестать расти. Об этом 3 февраля заявил руководитель центра анализа стратегий и технологий развития ТЭК РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина Вячеслав Мищенко в пресс-центре МИЦ «Известия».

Дело в том, что санкции в отношении российской нефтегазовой отрасли, в первую очередь в отношении нефтепереработки, должны привести к тому, что в РФ появится больше топлива.

Кроме того, 3 февраля глава Минэнерго Николай Шульгинов заявил, что для снижения выпуска нефтепродуктов из-за эмбарго ЕС оснований нет.

Для России сложности могут возникнуть в том, чтобы перенаправить нефтепродукты в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в короткие сроки, а также в возможных требованиях дополнительных скидок со стороны новых партнеров, отметил Владислав Антонов. В течение февраля экспортеры будут выстраивать новые логистические цепочки поставок продукции в страны АТР и адаптироваться к новым санкционным условиям, что может привести к снижению экспорта из России, добавил он.

Впрочем, не следует ожидать и существенного падения экспорта, отметил начальник управления аналитических исследований ИК «ИВА Партнерс» Дмитрий Александров.

— Наиболее вероятным пока выглядит весьма умеренное снижение экспорта и доходов российских нефтяных компаний, в целом на уровне, озвученном ранее вице-премьером Александром Новаком в виде потенциального сценария по снижению добычи углеводородного сырья, — отметил Дмитрий Александров.

В конце прошлого года Александр Новак заявил, что Россия готова снизить добычу нефти в 2023 году из-за введения Евросоюзом и странами G7 потолка цен на нефть на 5–6%.

Российская нефть продолжит находить своего покупателя, сообщал ранее «Известиям» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве Станислав Митрахович.

В целом, как отмечал Александр Новак, Россия реализует проекты по переориентации ресурсов на Восток. Влияние эмбарго может быть смягчено и тем, что часть торговли нефтепродуктами уйдет в серую зону, заключил независимый финансовый аналитик Дмитрий Адамидов.

Автор: Валерий Воронов

Источник: Известия, 06.02.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики