Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Над нефтепродуктами установился потолок

Над нефтепродуктами установился потолок

Сможет ли Россия обойти ограничение цен на топливо

5 февраля начал действовать потолок цен на российские нефтепродукты. Бензин и дизель дороже $100 за баррель запрещено перевозить морем. Для некоторых других видов топлива лимит установлен в $45 за бочку. В реализации этой ограничительной меры участвуют США и другие страны G7, Европейский союз и Австралия.

В самом Евросоюзе также вступило в силу эмбарго на такую продукцию, поэтому потолок введен для поставок в третьи страны. Впрочем, предусмотрены некоторые исключения. Подробности — в справке “Ъ FM”.

Вводимый западными государствами потолок цен двойной. Он установлен на уровне $100 за баррель для светлых нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо, керосин) и $45 за баррель для темных (мазут, гудрон, битум). На данный момент дизель торгуется на Лондонской бирже выше $110, мазут — выше $50. Ограничительные меры предполагают, что нефтепродукты из России запрещено поставлять морским путем в третьи страны по ценам выше согласованных лимитов. Для таких случаев запрет также предусмотрен на оказание финансовых или технических услуг по перевозке нефтепродуктов. Исключение сделано для поставок российских нефтепродуктов в Болгарию, Хорватию и те страны Евросоюза, у которых нет выходов к морю.

Начиная с 5 февраля будет действовать 55-дневный переходный период. Он коснется нефтепродуктов, которые были закуплены по цене выше установленного потолка при условии, что их погрузили на судно до 5 февраля и выгрузили в пункте назначения до 1 апреля. Введение потолка цен на нефтепродукты на какое-то время может создать России определенные затруднения, но ей наверняка удастся избежать серьезных негативных последствий, отметил старший научный сотрудник Финансового университета, эксперт по энергетике Станислав Митрахович:

«Некоторое сокращение добычи нефти будет неизбежно, может быть, в районе полумиллиона баррелей в сутки. Что касается возможности России перенаправить экспорт нефтепродуктов, то такие варианты существуют, то есть это азиатские страны — Китай, Индия, это страны Ближнего Востока, это Африка. Существует несколько вариантов того, как можно продавать нефтепродукты в текущей ситуации. Во-первых, эти страны могут их использовать для собственного потребления или перепродавать после, скажем так, ребрендинга, называя их уже не российскими нефтепродуктами, а своими собственными. Возможна также доработка, то есть смешение российского топлива с иностранным.

Европейский союз будет сквозь пальцы смотреть на ситуацию, при которой российские по происхождению нефтепродукты будут попадать в регион.

Ведь если слишком быстро и жестко действовать, то можно оказаться в ситуации, при которой возникнет дефицит топлива в самом ЕС. Российская власть тоже не будет мешать отечественным компаниям заниматься всеми подобными операциями и постарается облегчить им возможность перестроиться и найти новую логистику».

Адаптация к очередному ограничению в виде потолка цен на нефтепродукты займет у России несколько месяцев, но понесенные за этот период потери скорее всего в дальнейшем удастся компенсировать, заметил ведущий аналитик компании «Открытие инвестиции» Андрей Кочетков:

«Европейское эмбарго и потолок цен на российское топливо — несколько более проблематичная задача для отечественных экспортеров, чем ограничение для поставок нефти. У нас гораздо меньше танкеров, которые перевозят нефтепродукты, чем судов, перевозящих сырую нефть. Соответственно, перемена рынков с Европы на какие-то другие торговые площадки влечет за собой удлинение танкерных маршрутов и повышение спроса на те суда, которые могут перевозить топливо.

Сам по себе потолок цен на российские нефтепродукты не особо проблематичен, потому что там обозначены близкие к рыночным значения. То есть задача только усложняется тем, что нам придется возить топливо дольше и дальше.

Вместе с тем рынок, как правило, все-таки ищет различные способы решения проблем, и те потери, которые возникнут на первом этапе, возможно, будут компенсированы в будущем. Чуть позже, чем с сырой нефтью, но мы все-таки восстановим эти объемы. 

При этом изменение валюты расчетов за нефть и нефтепродукты — это еще один способ уйти от ограничений. То есть, если мы оплачиваем нефть в долларах, то эта операция неизбежно отражается в рассчетно-кассовом центре в Нью-Йорке. Соответственно, если оплата переводится в дирхамы, в индийские рупии, китайские юани и так далее, то эти операции не фиксируются в тех странах, которые следят за соблюдением эмбарго и потолка цен. Вместе с тем дирхамы достаточно легко конвертируются в любую другую валюту на уровне центральных банков. Таким образом мы в том числе получаем механизм избегания контроля за соблюдением потолка цен».

С декабря 2022 года страны Запада ввели потолок цен на российскую сырую нефть на уровне $60 за баррель. Предполагается, что в марте его пересмотрят, а впоследствии будут делать это раз в два месяца. С такой же периодичностью менять собираются и лимиты на нефтепродукты.

Авторы: Анна Маргулис, Андрей Загорский

Источник: Коммерсантъ FM, 05.02.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики