Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ограничения на экспорт нефтепродуктов из России вступили в силу

Ограничения на экспорт нефтепродуктов из России вступили в силу

Допустимая цена покупки российского дизеля в странах «большой семерки» и ЕС составила $100/барр., мазута – $45/барр.

Страны «большой семерки» (G7, входят Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция, Япония) и Евросоюз (ЕС) установили ограничение экспортных цен на дорогие нефтепродукты из России (например, дизель) на уровне $100/барр., а на более дешевые (мазут) – на уровне $45/барр., говорится на сайте Еврокомиссии. Ограничения вступили в силу одновременно с запретом морских поставок нефтепродуктов из России в ЕС 5 февраля.

Страны G7 объявили о решении ограничить цены на нефть и нефтепродукты из России еще 2 сентября 2022 г. Затем к этим санкциям присоединились остальные страны Евросоюза, Австралия, а также несколько европейских стран, не входящих в ЕС. 5 декабря, одновременно с эмбарго ЕС на морские поставки нефти из России, начал действовать потолок цен на нее. Он был установлен на уровне $60/барр. Уже в этом году этот уровень может быть пересмотрен – «новый потолок» в таком случае будет хотя бы на 5% ниже экспортной цены российской нефти за прошедший период, сообщалось в официальном журнале ЕС 4 декабря.

Потолок цен на нефтепродукты устроен несколько сложнее, чем на нефть, так как Россия экспортирует нефтепродукты с разной стоимостью. В результате страны, присоединившиеся к санкциям, ввели два ограничения. Ограничение для дизеля составляет $100/барр. (около $750/т), для мазута – $45 (около $315/т).

Ранее «Ведомости» составили консенсус-прогноз по ограничениям цен на нефтепродукты. По этому прогнозу, потолок на более дорогие нефтепродукты должен был составить $650/т, а на более дешевые – $350/т (см. «Ведомости» от 18 января 2023 г.). Часть аналитиков также называла диапазон для ограничения стоимости дизеля от $700/т до $800/т, что было на 25–30% ниже его рыночной стоимости на середину января.

В ответ на ограничение экспортных цен на нефть и нефтепродукты президент Владимир Путин в конце декабря подписал указ, который запрещает экспортерам продавать топливо, если в контракте есть привязка к потолку цен. Также с 1 февраля вступило в силу постановление правительства, которое обязывает экспортеров фактически предоставлять копии контрактов в ФТС для мониторинга исполнения указа. 

Вторая мера, вступившая в силу 5 февраля – эмбарго ЕС на морские поставки нефтепродуктов из России, – затронет большую часть российского топливного экспорта. В 2021 г. Европа была крупнейшим рынком сбыта для российских нефтепереработчиков – ее доля в экспорте РФ составляла 62%. При этом в том же году нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в России произвели около 270 млн т топлива, из которых половина была поставлена за границу. Одни из основных экспортных нефтепродуктов России – это мазут (в 2021 г. было экспортировано 60 млн т) и дизель (40 млн т).

Поэтому европейские покупатели, готовясь к предстоящему эмбарго на морской экспорт нефтепродуктов из России, осенью 2022 г. начали увеличивать импорт из РФ, чтобы создать запасы топлива. Уже к декабрю 2022 г. поставки дизельного топлива в ЕС стали рекордными за 10 месяцев и составили 720 000 барр./сутки, сообщало МЭА 18 января. Общий экспорт дизеля из РФ в декабре побил многолетний рекорд и достиг отметки в 1,2 млн барр./сутки. Экспорт бензина также стал максимальным – 270 000 барр./сутки.

После усиления антироссийских санкций в 2022 г. нефтекомпаниям из РФ удалось перенаправить значительную часть экспорта нефти с европейского рынка в Азию, но пока не ясно, получится ли так же переориентировать поставки нефтепродуктов. Китай и Индия, которые стали основными покупателями российской нефти, обладают собственными большими мощностями по нефтепереработке.

По мнению главы Центра развития энергетики Кирилла Мельникова, ограничение цен на нефтепродукты существенно не повлияет на экспорт, так как ограничения установлены на уровнях, близких к рыночным ценам. Но эмбарго на экспорт нефтепродуктов в ЕС может оказать существенное давление, потому что российским нефтепереработчикам будет сложно одномоментно перенаправить существенные потоки нефтепродуктов, в том числе из-за нехватки флота.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что в этой ситуации Индия и Китай могут начать закупать нефтепродукты в России с дисконтом для потребления на внутреннем рынке. Это позволит им увеличить экспорт собственных нефтепродуктов в Европу, которые будут продаваться по рыночной цене, добавляет он.

По мнению Юшкова, в ближайшие месяцы Россия может нарастить экспорт нефти и одновременно сократить производство и экспорт нефтепродуктов из-за нехватки танкеров для них. «Это не будет катастрофично для бюджета», – считает аналитик. Мельников уточняет, что в январе этого года такая тенденция уже началась. При этом во втором полугодии 2023 г., продолжает Юшков, пропорции экспорта нефти и нефтепродуктов могут вернуться в норму, потому что Китай и Евросоюз на фоне восстановления экономики нарастят спрос на топливо.

Автор: Дарья Савенкова

Источник: Ведомости, 06.02.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики