Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Казахстан воспользовался антироссийскими санкциями для увеличения экспорта нефти по трубам Москвы

Казахстан воспользовался антироссийскими санкциями для увеличения экспорта нефти по трубам Москвы

Астана работает, прежде всего, над собственной экономической выгодой

Западные санкции, ограничивающие стоимость российских углеводородов до минимума, подталкивают другие страны-поставщики воспользоваться неожиданным шансом по завоеванию новых сегментов энергетического рынка. Это в полной мере относится к нашему соседу – «дружественному» Казахстану, который охотно отказывается от нефтяного сотрудничества с Москвой и с удовольствием увеличивает поставки своего сырья европейским потребителям – вместо российских.

Казахстан в прошлом году увеличил экспорт нефти в обход России, подсчитало агентство Reuters. Большая часть казахстанской нефти, идущей не по российской территории, импортировалась в Китай. 

Поставки сырья посредством каналов «Каспийского трубопроводного консорциума» (КТК), основного экспортного нефтяного маршрута Казахстана, составили в прошлом году, по оценкам Reuters, не менее 80% от общего объема зарубежных продаж «черного золота» республики. Много это или мало – зависит от точки зрения: через КТК поставляется около 1% мирового предложения нефти.

Поскольку Казахстан не располагает доступом к морской территории, то экспорт энергоресурсов из этой добывающей страны традиционно ведется через российские провинции посредством транспортных мощностей каспийского консорциума. Его основными акционерами выступают российская «Транснефть», которой принадлежит 24% акций компании, и казахстанский «КазМунайГаз», владеющий 19% ценных бумаг КТК. По трубопроводу «Тенгиз - Новороссийск», протяженность которого превышает 1,5 тыс километров, ежегодно поставляется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии.

В прошлом году поставки через КТК пусть незначительно, но сократились – не превысив 52 млн тонн. При этом по маршрутам в обход России 1,26 млн т было доставлено в Китай, 214 тыс. т — отправлено через грузинский порт Батуми, 141 тыс. т — на нефтеперерабатывающий завод в Баку, 109 тыс. т — в трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан и 80 тыс. т — в Узбекистан. Всего, по подсчетам Reuters, в обход России было экспортировано 1,8 млн т нефти (36 тыс. барр. в сутки). Этот показатель вырос практически в три раза по сравнению с 2021 годом. 

«Объем увеличенных поставок в обход России пока ничем не может навредить нашей стране. Дополнительные отгрузки едва превышают 35 тыс баррелей в сутки — то есть один не самый большой танкер», — отмечает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. По его словам, КТК должен был приносить доходы его владельцам и никогда не рассматривался в качестве «энергетического рычага» Кремля, с помощью которого можно было бы при удобном случае создать топливный дефицит на западном рынке.

«Инвесторы собирались получать дивиденды за свои вложения, не подразумевая никакой политической подоплеки. В нынешних условиях акционеры КТК, представляющие в том числе недружественные для Москвы страны, способны проигнорировать исключительно инвестиционные задачи или даже продать свои пакеты азиатским корпорациям, которые спокойно относятся к России. Они заинтересованы только в стабильных объемах нефти — пусть и по повышенной цене», — полагает Суверов.

«Поскольку совладельцами КТК являются компании из стран, предъявляющих России экономические санкции, в частности, из США, Британии и Италии, то отношение Москвы к этому проекту становится более пристальным», — полагает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Ранее отечественные чиновники могли закрывать глаза на некоторые «перегибы» казахских поставщиков и не особенно строго следить за экспортным маршрутом Казахстана, полагает эксперт. Но в нынешних обстоятельствах, связанных с желанием Запада регулировать российские экспортные цены, наши ведомства будут предельно придирчиво оценивать работу КТК: при наличии любых несоответствий, в том числе связанных с объемами экспортных поставок, регуляторы станут поступать по всей строгости закона. Не исключены и ограничения по поставкам, предупреждает Юшков.

Если Казахстан намерен полностью обходить российские транспортные узлы, то, теоретически, Астана сможет продолжать увеличивать перегрузку сырья в среднеазиатские страны, которые готовы платить по «двойному тарифу» — биржевые котировки на углеводороды на Востоке чуть ли не вдвое превышают европейские рыночные отметки. Только в и таком случае будет несложно натолкнуться на подводные камни. «Нефть обычно оплачивается уже закаченная в танкеры, — отмечает Суверов. — За риск срыва поставок приходится набавлять стоимость контракта. Логистика вырастет в разы. Даже существующие высокие цены на углеводороды не смогут обеспечить доходность такого экспорта. Кому-то придется терять выручку. Учитывая, что акционерами КТК являются западные компании, то атакуя новыми санкциями экспорт российский энергоресурсов, Европа бьет и по своему же карману. Да, поставки казахского сырья на китайский рынок вырастут и российские экспортеры потеряют прибыль. Однако европейские экспортеры углеводородов от этого ничего не выиграют: наоборот, их доходы в связи в антироссийскими санкциями пойдут на убыль».

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 04.02.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики