Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европа смягчила санкции против российских нефти и нефтепродуктов

Европа смягчила санкции против российских нефти и нефтепродуктов

Если российское топливо будут смешивать с топливом из другой страны, то потолок цен действовать не будет. Это правило распространяется и на нефтепродукты, произведенные из российской нефти, но в другой стране

Выгодоприобретателей у европейских поправок к санкциям может быть несколько. В первую очередь сама Европа, которая исторически была главным покупателем российского дизеля. Если сейчас его будут смешивать с топливом из другой страны, то он как бы уже не будет российским. А значит, для него не будет действовать потолок цен — компании получат возможность страховать и перевозить. Выиграют иностранные компании, потому что будут покупать подешевевшее российское сырье, смешивать с более дорогим — оно перестанет быть токсичным для покупателей.

Между тем Россия будет и дальше спокойно продавать нефть, пусть и теряя в деньгах из-за дисконта. Продолжает замдиректора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев:

«Россия выигрывает с точки зрения удержания рынков сбыта или выхода на новые рынки сбыта. Прежде всего в части сырой нефти и мазута. Но это не решает наши проблемы с поставками дизельного топлива, потому что рыночных ниш для таких объемов дизеля, который мы поставляли в Европу, на рынке пока нет. Когда они появятся, не очень понятно. Но в целом это, конечно, поддержит наш физический экспорт нефти, нефтепродуктов за счет потери определенной части стоимости».

Интересно, что США в свое время тоже разъясняли, когда потолок действует, а когда — нет. В Америке позиция была жестче: выше потолка разрешается продавать при глубокой переработке нефти, а вот при простом смешивании нельзя. То, что Европа решила поступить мягче, явно связано с зависимостью ЕС от российского топлива. В предыдущих годах половину европейского импорта дизеля обеспечивала Россия. И у РФ на Европу приходилось 40% экспорта нефтепродуктов.

Возможно, компаниям даже не потребуется смешивать нефть и нефтепродукты, чтобы продавать их в Евросоюз. Просто придется делать это с помощью иностранных трейдеров, а Европа будет закрывать на это глаза, предполагает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

«Я даже не исключаю, что будут сквозь пальцы смотреть на своповые взаимооперации обмена. Скажем, когда российский дизель будет передаваться где-нибудь в море ближневосточному трейдеру в обмен, например, на какой-то другой продукт, и этот другой продукт будет поставляться, допустим, в Европу. И выяснится, что, условно говоря, часть этих своповых операций была только на бумаге. Опять же, на переходный период, пока налаживается новая логистика, я думаю, ЕС к этому будет относиться спокойно».

Наконец, у российских компаний все еще остались зарубежные НПЗ, в том числе в Азии. Возможно, оттуда наши нефтепродукты, которые по бумагам уже будут не нашими, отправятся в Евросоюз. Не случайно партнеры РФ, которые не присоединились к санкциям, к концу 2022 года резко нарастили импорт российской нефти. И эти же страны увеличили поставки нефтепродуктов в Европу. Только Китай нарастил их больше чем в два раза. Может быть, что-то придется на Белоруссию, которая перерабатывает российскую нефть.

Наконец, как выяснила Financial Times, активизировались перевозки иранскими танкерами-призраками. У них отключены системы слежения, нельзя определить порт приписки, собственность, а записаны они на офшорные компании. А популярным местом для смешивания нефти стал Сингапур. И, конечно, все предпочитают публично не распространяться, какое у этого топлива происхождение. В общем, по принципу «смешать, но не разбалтывать».

Источник: BFM.RU, 07.02.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики