Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сможет ли Россия свободно торговать нефтепродуктами, несмотря на эмбарго и ценовой потолок?

Сможет ли Россия свободно торговать нефтепродуктами, несмотря на эмбарго и ценовой потолок?

Евросоюз сделал два важных исключения, согласно которым нефтепродукты не считаются российскими, если их произвели из российской нефти за рубежом или если они смешиваются с другими нефтепродуктами

Евросоюз сделал ряд исключений из эмбарго на российские нефтепродукты, а также из потолка цен при поставках в третьи страны. Это следует из пояснений Еврокомиссии. На документ обратило внимание РБК.

Нефтепродукты не считаются российскими, во-первых, если их произвели из российской нефти за рубежом или переработали за границей. Во-вторых, если они смешиваются с нефтепродуктами из других стран. Потому что в таком случае товару присваивается новый таможенный код, отметили в Еврокомиссии. Это означает, что такие нефтепродукты можно продавать без учета ценовых ограничений, а европейские провайдеры могут без проблем страховать и перевозить их.

Евросоюз долгое время зависел от импорта российских нефтепродуктов. В 2021-2022 годах около половины европейского импорта дизельного топлива обеспечивала Россия. Примерно 40% экспорта всех отечественных нефтепродуктов приходилось на ЕС.

Перед эмбарго Евросоюз нарастил закупки, чтобы сделать запасы. Объемы поставок били многолетние рекорды. Теперь их предстоит заместить, и это будет очень непросто, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

— Найти альтернативу российским нефтепродуктам намного сложнее, чем альтернативу российской нефти, как раз потому, что нефть — более глобальный товар, чем нефтепродукты. Если бы ЕС решил очень жестко следовать своему санкционному курсу, то мог бы столкнуться с ситуацией, когда у него были бы банальная нехватка нефтепродуктов и рост цен. Поэтому я так думаю, что ЕС и фактически, и даже на уровне правовых норм будет разрешать импорт российских нефтепродуктов как бы косвенным образом. Я даже не исключаю, что будут сквозь пальцы смотреть на своповые взаимооперации обмена. Скажем, когда российский дизель будет передаваться где-нибудь в море ближневосточному трейдеру в обмен, например, на какой-то другой продукт, и этот другой продукт будет поставляться, допустим, в Европу. И выяснится, что, условно говоря, часть этих своповых операций была только на бумаге. Опять же, на переходный период, пока налаживается новая логистика, я думаю, ЕС к этому будет относиться спокойно.

— Мера все-таки временная?

— Ближайшие несколько месяцев ЕС будет использовать стратегию полузакрытых глаз. Если через полгода они выяснят, что есть новая логистика, что есть сокращение спроса, то, я думаю, они будут пытаться ужесточить меры. Кстати, российское правительство тоже подобную стратегию использует. В стране тоже нет никаких скандалов, российское правительство не наказывает никакие компании, что они якобы участвуют в сделках, Федеральная таможенная служба исходит из презумпции невиновности компаний. Ну и хорошо. То есть обе стороны используют такой вариант этой самой стратегии полузакрытых глаз для того, чтобы адаптироваться в моменте. Но объемы производств нефти в России могут сократиться на 5-7% в ближайшие месяцы. Сколько это будет именно в деньгах для бюджета? По крайней мере, ситуация не выглядит как какая-то катастрофическая в любом случае, это точно.

По словам экспертов, Россия перенаправляет экспортные потоки сырой нефти в Турцию, Индию и Китай. Эти же страны в свою очередь увеличивают экспорт нефтепродуктов в ЕС. Эмбарго на поставки нефтепродуктов в Евросоюз вступило в силу 5 февраля. Для третьих стран заработал ценовой потолок 100 долларов за баррель для светлых нефтепродуктов, включая дизтопливо и бензин, и 40 долларов за баррель — для темных, например мазута.

Россия ранее заявляла, что не будет поставлять нефть и нефтепродукты в страны, которые будут соблюдать ценовой потолок.

Источник: BFM.RU, 07.02.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики