Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Смешай и продавай: европейское эмбарго сломалось о российские дизель и мазут

Смешай и продавай: европейское эмбарго сломалось о российские дизель и мазут

Европейцы исключили из-под санкций против РФ нефтепродукты, которые являются результатом переработки и смешения российского сырья. С чем связана неожиданная уступка, ФБА «Экономика сегодня» объяснил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, старший преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

ЕС пошел на уступки по российским нефтепродуктам

Брюссель исключил из-под санкций нефтепродукты, которые произведены из российской нефти в третьих странах, в том числе в Индии, Китае и Турции. Таким образом, уже на второй день после введения эмбарго европейцы опубликовали послабления.

На этом их уступки не закончились: Евросоюз готов работать и со смесями, которые были созданы на основе отечественных нефтепродуктов.

Многое здесь зависит от регламентов, но такое решение открывает окно возможностей. Достаточно добавить в российские нефтепродукты посторонние вещества – другое топливо или специальную присадку, – и они станут «чистыми» с точки зрения санкций.

ЕС де-факто легализовал процветающие в последние месяцы серые схемы, которые включают перевалку российской нефти в море и ее смешение на терминалах Турции, Сингапура, Мальты и других стран.

«Принцип действия санкционного алиби простой: при смешении нефтепродукты российского происхождения должны получить новый товарный код. Для этого достаточно в поставку добавить другое сырье, но основной вопрос упирается в то, разрешит ли Брюссель его импортировать», – резюмирует Юшков.

Главным адресатом послаблений являются европейские транзитеры, от работы которых зависит экспорт российского сырья и наполнение топливом мирового рынка. Без уступок Брюсселя у них бы возникли проблемы при работе с Россией.

По российской нефти в Евросоюзе действует следующий режим: если известно, что в танкере 20% российской нефти, а 80% нероссийской, то в порту можно выгружать только 80% объемов. Если доля российского сырья неизвестна, то выгрузка запрещена.

«Аналогичный режим европейцы, скорее всего, собираются применить и к российским нефтепродуктам», – констатирует Юшков.

Результат ограничений зависит от внимательности Брюсселя: при желании европейские власти могут снизить до минимума махинации с российским сырьем. Однако это противоречит интересам экономики объединения, которую без топлива из РФ ждут большие проблемы.

Европейцы зависят от российских нефтепродуктов

«Оговорки вызваны обеспокоенностью Евросоюза, что если Россия не сможет экспортировать нефтепродукты, это приведет к сокращению российских поставок и дефициту предложения топлива на рынке», – заключает Юшков.

Проблемы для экономики ЕС возникнут даже в том случае, если Россия сократит экспорт дизеля и мазута в пользу увеличения экспорта сырой нефти. В таком случае на глобальном рынке сложится дефицит, который моментально ударит по европейским странам.

«Здесь много рисков – альтернативные поставщики могут не произвести нужные ЕС объемы нефтепродуктов и многое другие. Отсюда и желание Брюсселя оставить РФ лазейки и послабления для стимуляции экспорта», – констатирует Юшков.

Схема может провалиться из-за потолка цен, налагающего ограничения на перевозчиков. Стоимость дизеля по принятому в G7 механизму предельных цен в три раза ниже розничных цен в Германии. На таких условиях российские поставщики не будут работать, поэтому Евросоюзу придется закрывать глаза и на эти ограничения, иначе Москва сократит экспорт топлива в пользу экспорта сырой нефти.

«У европейцев хитрая идея: они хотят сохранить объемы российского экспорта и одновременно давить на цены, чтобы Москва перестала зарабатывать на экспорте. Брюссель пытается одновременно заботиться об экономике и купировать то беспокойство, которое сегодня наблюдается в Европе», – резюмирует Юшков.

Поначалу стратегия ЕС работать не будет, поэтому в первом полугодии 2023 года с экспортом российских нефтепродуктов больших проблем не возникнет. Дальше все зависит от конъюнктуры, которую в силу украинского кризиса предсказывать невозможно.

Запад наверняка будет усиливать давление на российский экспорт за счет понижения потолков цен на нефть и нефтепродукты и новых пакетов санкций. В перспективе это может отразиться как на объемах, так и на направлениях отечественных поставок – а пока своими уступками европейцы признали критическую зависимость от дизеля и мазута из РФ.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 07.02.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики