Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как Индия решила "украсть" у Европы немного СПГ

Как Индия решила "украсть" у Европы немного СПГ

Индия намерена существенно увеличить закупки сжиженного газа. Чем это обернется для мирового рынка и в первую очередь — для Европы, чья зависимость в этом аспекте от России обернулась зависимостью от нестабильности спотовых поставок СПГ?

ИНДИЙСКИЙ ИНТЕРЕС

Индия рассчитывает существенно увеличить закупки сжиженного природного газа (СПГ). Крупнейший в стране импортер этого топлива, Petronet LNG, планирует дополнительно приобретать по 12 млн тонн в год в рамках долгосрочных контрактов. Об этом сообщил Bloomberg со ссылкой на управляющего директора компании Акшая Кумара Сингха. Если исходить из статистики отслеживания судов, это соответствует примерно 60% поставок в Индию в 2022 году, сделало вывод агентство.

Накануне, 6 февраля, премьер-министр Нарендра Моди заявил, что его страна пытается нарастить мощности по импорту СПГ, чтобы увеличить долю природного газа в своем топливно-энергетическом балансе к 2030 году до 15% (сейчас — около 6%). И на данном рынке Индия, вне всяких сомнений, вынуждена будет конкурировать с другими импортерами, также стремящимися заключить долгосрочные соглашения, сделали вывод журналисты Bloomberg. Ведь такие контракты позволяют снизить зависимость от сильной волатильности на спотовом (краткосрочном) рынке, которая в 2021-2022 годах сопровождалась скачками цен до новых рекордных максимумов.

Также индийская Petronet намерена продлить существующий контракт с Катаром, в рамках которого попытается согласовать дополнительные поставки 1 миллиона тонн СПГ ежегодно.

АЗИАТСКАЯ МОЩЬ

Импорт СПГ в Азию в целом в январе 2023 года, как сообщил Reuters cо ссылкой на аналитическое агентство Kpler, вырос до 24,0 млн тонн с 23,74 млн тонн в декабре 2022-го. Это максимальный с января прошлого года показатель.

В то же время поставки в Европу в январе сократились до 12,42 млн тонн с 13,51 млн тонн в декабре, что, как заметили аналитики Kpler, было рекордным максимумом для региона.

Учитывая факт нехватки "голубого топлива" на мировом рынке, на который постоянно обращают внимание эксперты, следует сделать вывод о перемещении в начале года свободных объемов СПГ из европейского региона в азиатский. Впрочем, в произошедшем нет ничего удивительного.

"Индия традиционно замыкает четверку крупнейших импортеров СПГ среди стран Восточной Азии", — замечает эксперт Института развития технологий ТЭК (ИртТЭК) Кирилл Родионов.

Так, в Китай в 2021 году, по информации Обзора мировой энергетики BP, на который ссылается специалист, было импортировано в общей сложности 80,5 млн тонн, в Японию и Южную Корею — 74,5 млн тонн и 47,1 млн тонн соответственно, в Индию — 24,7 млн тонн.

И в 2023 году азиатские страны продолжат играть заметную роль на мировом рынке газа, уверен заместитель гендиректор Института национальной энергетики Александр Фролов. В первую очередь — все тот же Китай. "Затем следует упомянуть Японию, потом — Южную Корею, то есть те страны, которые являются крупнейшими потребителями СПГ на планете", — поясняет эксперт. Индия в сравнении с ними — относительно маленький рынок, обращает внимание специалист.

Просто в совокупности с запредельными аппетитами трех крупнейших азиатских стран-импортеров СПГ индийский интерес к новым долгосрочным контрактам выглядит уже чуть внушительнее.

СТАРЫЙ НОВЫЙ ИГРОК

"При этом Индия ранее использовала мощности действующих терминалов по регазифицикации СПГ чуть более чем на 50%, — замечает Родионов. — По данным Global Energy Monitor, в стране к июлю 2022 года действовали 8 терминалов общей мощностью 47,5 миллионов тонн в год. Более того, Индия планирует развивать инфраструктуру. К июлю прошлого года в стране шло строительство пяти терминалов, способных принимать 33 миллиона тонн СПГ в год, а на предынвестиционной стадии находились еще семь терминалов на 32 миллиона тонн в год".

Но для Индии критически важен вопрос цен на поставляемое топливо, замечает заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. "В прошлом году страна сократила импорт СПГ именно из-за его неподъемной стоимости для местных потребителей, — утверждает эксперт. — В то же время считается, что ближе к концу этого десятилетия Индия может стать "вторым Китаем" по темпам роста спроса на газ".

Так что поставщики СПГ пристально следят за ситуацией в Индии, указывает специалист.

"Заключение [новых долгосрочных] контрактов [на поставку СПГ в Индию] может стать сигналом, что процесс пошел в обозначенном направлении", — отмечает Гривач.

В самом деле, в течение прошлого года цены на СПГ на спотовых площадках неоднократно били рекорды, в первую очередь — из-за сверхактивной скупки объемов европейскими заказчиками. А в августе цена по индексу ключевого в Европе хаба Title Transfer Facility (TTF) достигла нового рекордного максимума, превысив уровень, который соответствовал 3500 долларов за тысячу кубометров.

Стремление Европы заполнить свои хранилища любой ценой в преддверии отопительного сезона несколько охладило пыл азиатских потребителей. Поставки в Индию в 2022 году, по оценке Kpler, сократились почти на 4 млн тонн, до 20,03 млн тонн. Но страна осталась безусловным четвертым компонентом спроса на СПГ в Азии после Китая, Японии и Южной Кореи.

И сейчас, в начале текущего года, судя по итогам января, возможно, начался обратный процесс. Если экономика Китая за ближайшие полгода в самом деле заметно восстановится, как этого ожидают многие ведущие аналитики по всему миру, и одновременно вырастет интерес к СПГ в других странах Азии, включая Индию, то предложение газа без ввода новых производственных мощностей может заметно усугубить дефицит этого продукта. Результатом вполне может стать удорожание СПГ во всех ключевых регионах сбыта. А в условиях ограничений, которые вводят западные страны против поставок из России, такая ситуация способна усугубить продолжающийся энергетический кризис, в первую очередь — в Европе.

Автор: Олег Кривошапов

Источник: ПРАЙМ, 08.02.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики