Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > На 500 тыс. баррелей в сутки: зачем Россия собирается снизить добычу нефти

На 500 тыс. баррелей в сутки: зачем Россия собирается снизить добычу нефти

Россия снизит добычу нефти на 500 тыс. баррелей в сутки, заявил вице-премьер Александр Новак. По его словам, это будет способствовать восстановлению рыночных отношений в торговле энергоресурсами. Ранее Москва ввела запрет на поставки сырья тем, кто поддерживает установленные Западом потолки цен. В результате сейчас российские компании перенаправляют экспорт в другие регионы, но вынуждены предоставлять значительные скидки из-за возросших трат на логистику, а также для привлечения новых клиентов и борьбы с конкурентами. Между тем ряд покупателей пытаются использовать дисконт в качестве рычага давления на РФ и требуют для себя более выгодных условий, что негативно влияет на бюджет страны. Как полагают эксперты, снижением добычи Россия даёт недобросовестным игрокам сигнал о том, что те могут столкнуться с дефицитом нефти.

Россия на сегодняшний день продолжает полностью реализовывать весь объём добываемой нефти, но не будет продавать её тем, кто прямо или косвенно поддерживает нелегитимные ценовые ограничения. В этой связи страна планирует в ближайшее время несколько снизить производство сырья, о чём в пятницу, 10 февраля, сообщил вице-премьер Александр Новак.

«Россия в марте добровольно сократит добычу на 500 тыс. баррелей в сутки. Это будет способствовать восстановлению рыночных отношений. При принятии дальнейших решений мы будем действовать, исходя из складывающейся ситуации на рынке», — заявил Новак.

 

Напомним, в декабре 2022 года Евросоюз ввёл эмбарго на морские поставки сырой нефти из РФ. Одновременно ЕС вместе с государствами G7 запретил своим компаниям страховать и перевозить российское сырьё в другие регионы мира, если цена в контракте превышает $60 за баррель. С 5 февраля аналогичные ограничения заработали в отношении нефтепродуктов, проданных Москвой дороже $45 и $100 за баррель в зависимости от категории топлива.

Как ранее объясняли западные власти, установление ценовых потолков позволит ограничить сверхдоходы России от продажи углеводородов и якобы положительно скажется на всей мировой энергоотрасли. В Москве изначально сочли эту идею необдуманной и неоднократно предупреждали, что перекроют поставки энергоносителей всем, кто присоединится к ограничениям.

«Абсолютно тупое решение. Если кто-то попытается его реализовать, ни к чему хорошему для тех, кто принимает это решение, не приведёт... Те, кто нам что-то навязывает, не в том положении находятся сегодня, чтобы диктовать нам свою волю... Поставлять ничего не будем», — заявлял ещё в начале сентября президент России Владимир Путин.

В ответ на действия Запада Москва с 1 февраля ввела запрет на поставки нефти в те страны, которые требуют соблюдения потолка цен при заключении договоров. В ближайшее время такие же меры должны будут коснуться экспорта нефтепродуктов. По словам Александра Новака, эти меры должны минимизировать угрозу для глобального энергорынка от действий западных стран.

«Механизм ценового потолка при реализации российской нефти и нефтепродуктов является вмешательством в рыночные отношения и продолжением деструктивной энергополитики стран коллективного Запада. В будущем он может не только привести к снижению инвестиций в нефтяном секторе и, соответственно, дефициту нефти, но и быть распространённым на другие сектора мировой экономики с аналогичными последствиями», — предостерёг зампред кабмина.

Сейчас российские компании продолжают активно переориентировать экспорт энергосырья и уже значительно увеличили поставки в Азию, Африку, Латинскую Америку и на Ближний Восток. Тем не менее для полной замены западных, в частности европейских, покупателей бизнесу может потребоваться ещё некоторое время, поэтому Москве пока придётся сократить нефтедобычу.

«Мы считаем, что в текущей ситуации даже можно пойти на риски снижения добычи, чем руководствоваться политикой продажи относительно потолка цен. Сегодня он $60, завтра он может быть любым, и попадать в зависимость от каких-то принимаемых решений со стороны недружественных стран — это неприемлемо для нас», — объяснял ранее Новак.

На своих условиях

По подсчётам российских властей, в 2022 году Россия нарастила нефтедобычу примерно на 2% — до 535 млн т. Это эквивалентно производству порядка 10,9 млн баррелей в сутки, о чём свидетельствуют данные Министерства энергетики США.

Согласно оценке американских специалистов, с момента введения новых санкций в отношении нефти объём добычи сырья в России практически не изменился. При этом в январе Москва сумела даже увеличить поставки энергоресурса за рубеж после кратковременного декабрьского снижения продаж.

«Во многом сырую нефть пока действительно удаётся перенаправить с европейских рынков на другие, прежде всего азиатские. Правда, это сопровождается довольно ощутимыми потерями в доходах. Наша нефть начала продаваться со скидкой более 40% из-за возросших трат на транспортировку и фрахт танкеров для более длительных маршрутов по сравнению с европейскими», — рассказал RT главный аналитик компании «ТелеТрейд» Марк Гойхман.

Предоставление скидок во многом позволяет Москве привлекать больше клиентов и конкурировать с другими продавцами нефти на новых рынках. Таким мнением с RT поделился ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Вместе с тем, по словам эксперта, в последнее время многие покупатели стали воспринимать дисконт на российскую нефть как данность и начинают ставить Москве собственные условия. На этом фоне власти РФ «решили встряхнуть рынок» и несколько снизить добычу, отметил специалист.

«Импортёры сейчас зачастую шантажируют наших поставщиков и ставят их перед выбором: либо вы продаёте нам со скидкой, либо мы у вас не купим те объёмы, которые вам нужны. В итоге экспорт нефти у нас действительно вырос, российские компании продают по-прежнему много, но отчисления в бюджет уменьшаются. Государству такая схема не по душе», — подчеркнул Юшков.

По данным Министерства финансов России, в январе 2023 года нефтегазовые доходы федерального бюджета составили 426 млрд рублей. Значение сократилось почти в два раза (на 46%) по сравнению с аналогичным месяцем 2022-го.

«Власти посылают сигнал рынку, что такая ситуация нас не устраивает и поэтому добыча будет снижена. Таким шагом российское правительство даёт понять покупателям, что либо мы приходим к каким-то рыночным показателям и постепенно снижаем скидку, либо меньше продаём и у вас будет расти дефицит сырья», — добавил Юшков.

 

Примечательно, что страны — участницы соглашения ОПЕК+ не собираются увеличивать собственную нефтедобычу после решения Москвы сократить производство. Об этом в пятницу сообщило агентство Reuters со ссылкой на источники в альянсе. Как ранее отмечали специалисты ОПЕК, в настоящий момент в мире попросту нет свободных мощностей для замены сырья из РФ.

На этом фоне сразу после заявлений Александра Новака о снижении добычи мировые цены на нефть стали резко расти. Так, в ходе торгов на бирже ICE в Лондоне баррель сырья эталонного сорта Brent дорожал на 2,9% — до $86,89. В то же время стоимость американской марки WTI поднималась на 3,4% — до $80,33 за баррель.

В поисках ориентира

Помимо снижения добычи, в ближайшее время в России планируется пересмотреть методику установления цен на нефть и нефтепродукты и расчёта налогов для компаний. Соответствующее поручение в конце января правительству дал Владимир Путин.

Как пояснили в Кремле, инициатива призвана минимизировать негативное влияние санкционных ограничений на доходы федерального бюджета. Свои предложения на этот счёт кабмин должен будет подготовить до 1 марта.

По данным Минфина, в январе 2023 года баррель российского сырья марки Urals продавался в среднем по $49,48, тогда как в бюджете на текущий год заложена цена на уровне $70,1. Причём на глобальном рынке нефть торговалась в среднем по $80,4 за баррель, свидетельствуют материалы Всемирного банка.

Отметим, что на сегодняшний день информацию о средней стоимости нефти Urals российскому Министерству финансов предоставляет международное аналитическое агентство Argus. Компания делает свои расчёты на основе опроса трейдеров, по какой примерно цене те закупают сырьё у Москвы. Между тем собираемые данные касаются только продаж на европейском рынке, который сейчас потерял свою актуальность для России, отметил Игорь Юшков.

«Опрос идёт о продаже нефти в Роттердаме и Средиземноморье, то есть в Европе. Однако теперь эти данные не показательны, поскольку с ЕС мы уже практически не торгуем», — пояснил специалист.

Таким образом, реальная стоимость продаваемой нефти может быть выше официальных $49,48 за баррель. Это значит, что государство зарабатывает на налогах меньше, чем должно, отметил Юшков. Похожую точку зрения 10 февраля озвучила и председатель Центрального банка России Эльвира Набиуллина.

 

«Показатель марки Urals не отражает реальную цену сейчас, по которой экспортируется российская нефть, потому что экспорт через разные порты и по разным направлениям может различаться, и мы видим, насколько эти цены разошлись... Конечно, остро стоит вопрос о бенчмарке. Я знаю, что сейчас Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа работает над этим бенчмарком, мы в дискуссиях участвуем, этот вопрос... очень важный», — заявила Набиуллина во время пресс-конференции.

Для получения объективных данных о стоимости продаваемой нефти власти планируют перейти на альтернативные ценовые индикаторы. В частности, Минфин рассматривает возможность привязки котировок Urals к эталонным брендам Dubai или Brent, о чём накануне сообщил замглавы ведомства Алексей Сазанов.

«Я думаю, до конца февраля мы определимся (с решением по альтернативным котировкам. — RT)... Не вижу особой разницы — привязываться к нефти Dubai или Brent, потому что они между собой коррелируют. Вопрос обсуждается», — цитирует ТАСС замминистра.

Авторы: Владимир Цегоев, Ксения Чемоданова

Источник: RT, 10.02.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики