Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дисконты отрегулируются вручную

Дисконты отрегулируются вручную

Как будет рассчитываться стоимость нефти и налоги на компании

Власти все же придумали, как получать больше доходов от нефти и газа и решить проблему больших дисконтов. Правительство установит максимальное значение скидок вручную, но сделает это постепенно. Поправки должны рассмотреть в Госдуме 13 февраля.

Для расчета налогов на компании котировку Urals привяжут к Brent, а из стоимости эталонной марки вычтут фиксированный дисконт. В апреле он будет на уровне $34, в мае — $31, а уже с июля — $25 за баррель. В Минфине считают, что текущие цены Urals, которые рассчитывает агентство Argus, не отражают реальную ситуацию. Бюджет рассчитывался при стоимости нефти в $70, а данные Argus за январь едва превышают отметку в $49 за баррель.

Прежде источники “Ъ” сообщали, что власти планируют ограничить максимальный размер дисконта $20. Так что итоговый законопроект менее неприятен для нефтяных компаний, хотя и полной справедливости добиться не получится, говорит старший научный сотрудник Финансового университета Станислав Митрахович:

«Есть два пути. Первый — РФ может резко обвалить добычу нефти, вручную устанавливать дисконты и даже запретить компаниям продавать сырье по цене ниже какого-либо уровня. Но из-за этого могут рухнуть все попытки компаний по налаживанию экспорта в текущих сложных условиях. Поэтому намного проще ввести механизм, который устанавливал бы индикативную цену для расчета налогов.

Берется индикатив, и дальше компания крутится, как хочет. То есть кто-то дает большие дисконты, а, значит, меньше зарабатывает. Кто-то умудрился уменьшить скидку и наладить отношения с какими-то не западными перевозчиками или сам уже стал владельцем страховщиков, транспортных компаний, трейдеров. Думаю, все это является временным компромиссом, который продержится несколько месяцев. Потом придется еще что-то придумывать в зависимости от обстоятельств.

Насколько справедливы такие директивные дисконты? Справедливости для всех точно не получится. Интересы нефтяных компаний отдельно, интересы бюджета тоже. Российское правительство в лице Андрея Белоусова, например, говорит, что нам нужно 250 млрд руб., чтобы дополнительно собрать windfall tax. А пару лет назад называлась сумма в 400 млрд руб. Это даже не столько вопрос точного расчета, он, скорее, имеет временное действие».

Фактически нефтяным компаниям дается время, чтобы договориться с покупателями Urals о снижении дисконта, пишет “Ъ”. Иначе им придется платить больше налогов в казну. Как повлияют на доходы бюджета такие планы властей? Подсчетами с “Ъ FM” поделился экономист Bloomberg Economics Александр Исаков:

«В 2023 году нефтегазовые доходы должны были составить примерно 8,9 трлн руб. По моим подсчетам, учитывая среднюю стоимость нефти в $50 за баррель с коррекцией на падение доходов от экспорта газа, мы должны были собрать порядка 7 трлн руб. Какая компенсация получится за счет снижения этого дисконта? Думаю, не более 500 млрд руб. за оставшиеся практически полгода. То есть по-настоящему новые правила начнут влиять лишь в мае. То есть можно получить около 7,5 трлн руб.

Нельзя исключать, что нефтяная отрасль добровольно или не очень в этом году может подвергнуться каким-то изъятиям, дополнительному повышению налогов. Однако похоже, что Минфин хочет придерживаться более систематических мер. При этом эффект от иных способов изъятия, конечно, будет ниже роста нефтегазовых доходов. Контролируя размер дисконта, мы вычитаем его из той прибыли, которую принесут инвесторам добывающие нефтяные компании. С одной стороны, мы получим более высокие НДПИ, с другой, налог на прибыль сократится, как и дивиденды от "Роснефти"».

10 февраля вице-премьер Александр Новак заявил, что Россия сократит добычу на 0,5 млн баррелей в сутки. После этого нефть подорожала. Стоимость апрельских фьючерсов на Brent на Лондонской бирже выросла на 2,5% — почти до $87 долларов за бочку. В ОПЕК+ между тем сообщили, что не будут в свою очередь увеличивать добычу нефти, несмотря на обратное решение России.

Автор: Даниил Бабкин

Источник: Коммерсантъ FM, 13.02.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики