Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > К бюджету передом, к санкциям задом. Нефтяникам увеличат налоговые платежи

К бюджету передом, к санкциям задом. Нефтяникам увеличат налоговые платежи

Нефтяникам придётся рассчитывать и уплачивать налоги по-новому, законопроект с соответствующими изменениями внесло в Госдуму правительство. Начиная с апреля размер отчислений в бюджет будет зависеть не от фактических цен, указанных в экспортных контрактах нефтетрейдеров, а от значения стоимости нефти, установленного правительством.

Принуждение налогом

Введённый странами ЕС и G7 потолок цен на нефть из РФ уронил стоимость нашего чёрного золота на мировом рынке, что привело к сокращению доходов госбюджета. Так, в январе нефтегазовая индустрия принесла государству лишь 426 млрд руб., что на 46% меньше показателя этого же месяца год назад. Чтобы пополнить казну и стимулировать нефтяников продавать сырье дороже, правительство и решило использовать налоговый рычаг. Формула проста — за основу власти будут брать стоимость эталонного сорта Brent и вычитать из неё 25 долл. Полученная цифра и будет считаться ценой продажи российского сорта Urals, соответственно, с этого уровня и будут начисляться налоги. Для адаптации предусмотрели поэтапное введение нового правила — в апреле от цены Brent будут вычитать 35 долл., в мае — 31, в июне — 28. При этом нефтедобытчикам никто не диктует фактическую стоимость топлива, они могут продавать нефть по любой цене.

Но, понукаемые налоговым кнутом, они вынуждены будут согласовывать со своими контрагентами более высокие цены, чем сейчас, уменьшая скидку и возвращая котировки Urals на досанкционные уровни. В противном случае нефтяникам придётся платить больше налогов, либо сокращать добычу.

По данным агентства Reuters, в январе средняя цена на российскую нефть упала до 49 долл. за баррель (при стоимости сорта Brent в 83 долл. за баррель). Если бы новое правило уже действовало, то нашим экспортёрам нефти пришлось бы выплатить в бюджет на 63 млрд руб. больше, чем они фактически перечислили.

Поддержка барреля

Параллельно мерам, направленным на сокращение скидок на российскую нефть, правительство РФ стремится повысить мировые нефтяные котировки. Вице-премьер Александр Новак 10 февраля объявил о сокращении Россией добычи на 0,5 млн баррелей в сутки, что соответствует примерно 5% всей отечественной нефтедобычи. Наша страна уже недобирает примерно 0,6 млн баррелей в сутки в рамках квоты, согласованной со странами альянса ОПЕК (составляет 10,5 млн баррелей в сутки), с учётом заявления Александра Новака эта цифра превысит 1 млн баррелей в сутки.

Фактор риска

Сейчас все продажи российской нефти ведутся ниже установленного Западом предельного уровня цен в 60 долл. за баррель. Поэтому пока все перевозчики, страховые компании, финансирующие банки и покупатели ничем не рискуют. Но если планы правительства реализуются, то цена продажи российской нефти превысит этот потолок. Даже если мировые котировки останутся на текущем уровне (86 долл. за баррель), при скидке в 25 долл. минимальная стоимость нашего чёрного золота составит 61 долл. за баррель, что на 1 долл. выше предела. Как в этой ситуации поведут себя все участники поставок, пока предсказать невозможно. 

«Инициатива правительства никак не влияет на фактическую стоимость продажи нефти российскими компаниями, — объясняет эксперт фонда национальной энергетической безопасности, научный сотрудник Финуниверситета при правительстве РФ Станислав Митрахович. — Наше правительство установило индикативную цену, с которой нефтяники будут платить налоги, а реально они могут продавать выше этой цены, ниже или ровно на установленном уровне — это их внутреннее дело.

Такое решение является в некотором смысле компромиссным вариантом. В противном случае пришлось бы поднимать множество документов и высчитывать, сколько реально та или иная компания зарабатывает при, например, поставках в Индию, при этом сами компании могут не обладать полной информацией, так как иногда, защищаясь от санкций, используют серый сегмент рынка, привлекают разных посредников и перевозчиков.

Конечно, нефтяники не будут в восторге от этого нововведения, возможно, налоговая нагрузка на них возрастёт. Но придётся терпеть, изменять логистику и сокращать дисконты, задействовать российских страховщиков. Государству тоже деньги нужны, и их будут брать с экспортно-ориентированных отраслей, с нефтяной в первую очередь, может быть, ещё с металлургов и химиков. Это не самый приятный вариант, он будет длиться несколько месяцев, может быть год. Если затянется, то перейдёт в категорию «резать курицу, несущую золотые яйца», но в течение непродолжительного периода это вполне возможно. В конце прошлого года "Газпром" уже платил по 400 млрд руб. ежемесячно сверх положенных отчислений, сейчас подошла очередь нефтяников».

Автор: Евгений Никтовенко

Источник: АиФ, 13.02.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики