Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефть: «Недружественные» — это лишь термин, а деньги — это деньги

Нефть: «Недружественные» — это лишь термин, а деньги — это деньги

Прекратив поставки нефти одним недружественным странам, Россия можем преподнести подарок другим

Россия продолжает искать и находить новые рынки и планирует направить в 2023 году в дружественные страны более 80% экспорта нефти и 75% нефтепродуктов, сообщил вице-премьер РФ Александр Новак.

«Что касается поставок в государства, которые поддерживают нелегитимные ценовые ограничения, здесь наша позиция широко известна и остается неизменной: российскую нефть такие страны не получат», — подчеркнул он в своей статье, опубликованной в журнале «Энергетическая политика».

Вице-премьер отметил, что за последний год российский топливно-энергетический столкнулся с столкнулся с рядом беспрецедентных внешних вызовов, однако отрасль достойно справляется с ограничениями и демонстрирует стабильную работу, а по ряду показателей отмечается рост. По его информации, по итогам 2022 г. добыча нефти в России составила 535,2 млн т, что на 2% больше, чем в предыдущем году, а экспорт вырос на 7,6%, до 242 млн т.

Александр Новак напомнил, что с 5 декабря прошлого года Евросоюзом введено эмбарго на транспортировку нефти морским путем, с 5 февраля этого года — на поставку нефтепродуктов. 

«В санкционный пакет вошло установление верхнего предела цен на мoрскую транспoртировку российской нефти и нефтепрoдуктов в третьи страны. Все это уже привело к волатильности мировых нефтяных рынков и неблагоприятным экономическим последствиям для стран-инициаторов ограничений», — констатировал он.

Россия переориентировала свои поставки, обеспечив их рост, в частности, в страны Азиатско-Тихоокеанского региона до 42 млн т нефти в год.

В список недружественных включены страны Евросоюза, Великобритания, США, Япония и другие, присоединившиеся к антироссийским рестрикциям. Однако в некоторые из них Россия продолжает поставки нефти как морским путем, так и по нефтепроводу «Дружба». Это, в частности, Венгрия, Чехия, Япония. Есть исключения и для российских нефтепродуктов.

Не секрет и то, что из дружественных стран, которые получают российскую нефть, например, Индии, нефтепродукты попадают в недружественные страны того же Евросоюза.

Почему же Россия все-таки планирует поставлять около 20% нефти и 25% нефтепродуктов в недружественные страны?

Как считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович, Россия очень много сделала для изменения логистических маршрутов, но что-то пока поставляется по старым.

— Например, работает нефтепровод «Дружба». Южная ветка работает с нефтью из России, с северной ситуация загадочная, т.к. официальных комментариев мало. Вроде бы российская нефть не прокачивается, а прокачивается казахстанская по принципу свопа, т.е. часть российской идет в Казахстан на переработку, а часть казахстанской — в «Дружбу». Учитывая, что казахстанский сорт от российского URALS по химическим свойствам не отличается, есть подозрения, что это своп виртуальный и в северной ветке находится российский URALS.

Морской экспорт практически весь перенаправлен. У нас сейчас есть поставки в Болгарию и Хорватию морским путем, которые выведены из-под санкций ЕС.

Мы поставляем, потому что за это платят деньги и потому, что мгновенно перенаправить поставки в другие регионы невозможно — с учетом того, что надо еще договариваться с судовладельцами и т. д. В других регионах спрос тоже не бесконечен, это сообщающиеся сосуды: чтобы больше поставить в Индию, надо договориться, чтобы то, что раньше туда поставлялось или перерабатывалось, теперь шло в Европу.

Это компромисс. Пока горячая фаза, кризис, скорее надо ожидать, что с каждым днем даже оставшаяся торговля будет ограничена.

«СП»: — Если Россия сейчас остановит поставки в Европу, к чему это может привести?

— Думаю, коллапса не будет, потому что морским путем поставок практически нет, кроме Болгарии. Ну, будут проблемы у Болгарии.

Можно остановить поставки по «Дружбе». Будут проблемы в Чехии, Словакии и Венгрии. Но это локальные явления.

Пока поставляется российская нефть в Польшу, там есть незавершенные контракты. Есть сложная схема с казахами, возможно, российская нефть до сих пор поставляется в Германию. Это можно ограничить, будет локальный дефицит в Восточной Германии.

Будет некоторый дефицит, рост цен. Если играть на обострение, поставки надо было сокращать в марте-апреле 2022 года. Тогда на это не пошли, а сейчас, думаю, это уже не даст большого эффекта.

Думаю, российское правительство выбрало линию на то, что мы нормально работаем, а Европа нарушает правила игры: нарушают контракты, говоря, что контракты с нами не имеют значения. Кончится тем, что они всех остальных таким же образом будут давить — Саудовскую Аравию, Китай, Индию, любые страны, в которых, по их мнению, что-то неправильно. Россия же, наоборот, показывает, что мы страна, с которой можно иметь бизнес. Это работа на репутацию вне Запада.

Заместитель генерального директора Института Национальной энергетики Александр Фролов отмечает, что «дружественная» или «недружественная» — всего лишь юридический статус.

— Есть ряд исключений, связанный с шестым пакетом санкций ЕС, в котором было прописано эмбарго на российскую нефть и нефтепродукты. Мы можем поставлять нефть в Венгрию, Чехию, Словакию, а Сербия сейчас договорилась с Венгрией о строительстве нефтепровода, который позволит ей присоединиться к южной ветке «Дружбы». И крохи может отправлять морским путем в Болгарию. Общий объем поставок может дойти до 15 млн тонн в год, без Сербии это около 13 млн тонн.

Есть еще Япония, которая получила исключения в рамках восьмого пакета санкций. Ее компании имеют право покупать нефть с проекта «Сахалин-2» вне системы предельных цен на российскую нефть. Общий объем — около 5 млн тонн в год.

То есть в недружественные страны мы можем отправлять около 18−20 млн тонн нефти в год. Это чуть меньше 10% от совокупного объема экспорта сырой нефти, который можно ожидать в этом году.

Другое дело, что возможна реализация в недружественные страны, которые не присоединились к потолку цен, а просто выражали неудовлетворение действиями РФ и какого-то значимого воздействия на нашу экономику не предпринимали.

Статус недружественных стран не подразумевает, что мы не будем с ними торговать. Это проблема неймингов. Мы назвали это «недружественные страны», но это не значит, что мы назвали их враждебными. Это позволяет продолжать действовать договорам и прочее.

«СП»: — То есть определенная выгода есть?

— Мы реализуем нефть по рыночным ценам. Выгода такая же, как была до 2022 года.

Кроме того, если говорить о таких недружественных странах, как например, Венгрия, то здесь двояко: у нас с ней местами совпадают экономические интересы, Венгрия пытается и ей даже удается отстаивать свои интересы. Если это будет мешать общеевропейским процессам, ее, конечно, приструнят, но пока не приструнили. Венгрия оказалась в числе стран, которые не хотели отказываться от взаимоотношений с РФ, хотели сохранить и контракты на покупку нефти, и газа, и мы у них строим атомную электростанцию.

Сербия не имеет выхода к морю, но имеет много недружественных стран вокруг. Пока она лавирует. В Сербию Россия вложили несколько миллиардов долларов. Если мы обрубаем поставки, то через какое-то время завод в Панчево может остаться без половины нефти, которую перерабатывает. Кому будет хорошо? Венгерским товарищам, которые будут продавать в Сербию свой бензин, дизель. А если прекратим поставлять венграм, словакам, чехам, то они ничего продавать не смогут, потому что нефть брать неоткуда. Тогда спасибо за это нам скажут Австрия, Греция, потому что будут продавать и Венгрии, и всем остальным.

Мы можем усложнить ситуацию. От этого есть некоторое количество плюсов.

«СП»: — А наши нефтепродукты?

— Не понимаю, каким недружественным странам мы собираемся поставлять 25% нефтепродуктов. Есть только одно соображение, которое непротиворечиво ложится не только на исключения, которые получили некоторые европейские страны, но и на список недружественных стран.

Возможно, что среди недружественных стран есть не предпринимавшие значимых шагов против нашей экономики и государства, которые одновременно являются крупными транспортными узлами. Через них мы можем реализовывать наши нефтепродукты с учётом тех исключений, которые предусмотрены регламентом применения системы предельных цен на российскую нефть и нефтепродукты. Какие-то третьи страны могут оказаться важными в текущей ситуации точками реализации наших нефтепродуктов под видом не наших.

Автор: Ирина Гусева

Источник: Свободная пресса, 15.02.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики