Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энергетический кризис в ЕС ослаб, но не закончился

Энергетический кризис в ЕС ослаб, но не закончился

Еврокомиссия опубликовала экономический прогноз на 2023 год. В этом вопросе разбирался ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности РФ

Документ, выпущенный в начале текущей недели, представляет собой как обзор происходивших ранее событий в экономике и энергетике Евросоюза в целом, так и непосредственно ожидания от наступившего года.
 
В целом еврочиновники преисполнены оптимизма. Ситуация для европейской экономики сейчас выглядит гораздо лучше, чем это было в прошлом году. Пик проблем и опасений пришелся на второе полугодие 2022 года. И связано это было прежде всего с дорогими энергоносителями.
 
Биржевые цены на газ в августе доходили фактически до $3000 за тыс куб. м. Это создавало проблемы для всей европейской экономики, как минимум из-за того, что стоимость энергии закладывается в конечные цены любой продукции.
 
Поэтому в прошлом году в Европе дорожали как товары, так и услуги. А это, в свою очередь, раскручивало инфляцию. В Прибалтике, например, она составила около 20%.
Еврокомиссия в своем прогнозе говорит об общей инфляции в ЕС на уровне 9,2% за прошлый год и ожидает снижение до 6,4% в 2023 году и до 2,8% в 2024 г.

Политические игры с ценами на газ

Экономический прогноз Еврокомиссии представляет собой смесь объективных экономических данных с политизированными объяснениями и оценками. Так, например, авторы указывают на то, что все экономические проблемы произошли из-за России.
 
Однако признают, что в основе экономического кризиса лежит энергетический. А цены на газ (а вместе с ними – и инфляция) росли весь 2021 год, еще до начала СВО и введения антироссийских санкций, и еврокоммисар по экономике Паоло Джентилони представил это наглядно на своей презентации.
 
Такой же подход Еврокомиссия использует и в других частях своего прогноза. Так, авторы документа указывают на то, что Европа смогла преодолеть энергетический кризис благодарю действиям европейских властей, которые приняли план по снижению потребления газа.
 
Якобы в рамках его успешной реализации удалось снизить дефицит, что и привело к снижению цен. Естественно, евробюрократы пытаются выдать сложившиеся обстоятельства за свои достижения.
 
В реальности из-за дорогого газа в Европе в 2022 году многие предприятия либо полностью останавливались, либо сокращали выработку продукции.
Ведь дорогая энергия поднимала себестоимость товара, и он становился неконкурентоспособным по сравнению с аналогичной продукцией из других стран – США или Китая. В итоге по мере роста стоимость газа сокращалось его потребление в Европе.
 
По оценкам Международного энергетического агентства, потребление газа в Евросоюзе в 2022 году снизилось примерно на 50 млрд куб. м., т.е. примерно на 10%. А институт Bruegel оценивает снижение в 12%.
 
Обе организации соглашаются, что основное снижение произошло в промышленном секторе. Причем видна четкая взаимосвязь: чем выше цена на газ - тем меньше его потребляет промышленность.
 
Уменьшение общего потребления газа в Евросоюзе стало одной из настоящих причин снижения цен на газ, которое началось еще в декабре 2022 года. Если некому покупать газ, то и дефицит снижается.

Холода в Европу так и не пришли

Второй важнейшей причиной снижения цен стала очень теплая зима. Во многих европейских странах за весь отопительный сезон температура воздуха не опускалась ниже нуля.
А в Берлине, например, на новый год температура воздуха была около +15 градусов. В таких условиях на отопление потребовалось значительно меньше газа, чем в среднем в предыдущие годы.
 
Это и внушает европейцам оптимизм: если газа в подземных хранилищах по итогам отопительного сезона останется много, то покупать сырье для дозакачки в рамках подготовки к следующей зиме нужно будет меньше.
 
В 2022 году газ покупали по любым ценам, лишь бы заполнить подземные хранилища газа ближе к 100%, поддерживали цены на высоком уровне.
 
Еврокомиссия признает и наличие рисков. Так, в прогнозе указано, что дефицит газа может вернуться из-за Китая и сохранения спроса со стороны самих же европейских потребителей.
Действительно, европейцам расслабляться рано. Нынешняя зима стала для ЕС подарком.
 
Но даже в нынешней ситуации цены на газ продолжают держаться на высоком уровне: в январе $600-700 за тыс. куб. м., в феврале -- $500-600. Хотя еще пару лет назад мы назвали бы такие цены заоблачными.
 
Но стоит помнить и о другом подарке, которые весь 2022 год делал Европе Китай.

При чем здесь коронавирус

В прошлом году Пекин придерживался политики нулевой терпимости к коронавирусу. В случае появления даже небольшого количества заболевших целые города закрывались на карантин. Соответственно, люди и товары не перемещались, предприятия останавливались.
 
В результате Китай в 2022 году сократил импорт газа на 9,9%, причем за счет сокращения закупки СПГ. Это означает, что Китай фактически не конкурировал с Европой за доступные на мировом рынке объемы СПГ, и они спокойно "перетекали" в ЕС, когда цена там стала выше, чем в Азии.
 
В 2023 году Пекин отказался от практики карантинов, что даст импульс развития экономики, а значит - возрастет потребление и импорт газа.
 
В январе и феврале 2023 года цены на газ в Азии держатся выше, чем в Европе, и СПГ уже в большей степени уходит туда. Поэтому Евросоюзу придется предлагать цены выше, если он хочет получить достаточный объем СПГ.

Обратная сторона санкций

Второй тип рисков для Европы лежит на стороне поставщиков газа. В 2022 году почти все первое полугодие из России в ЕС поступали существенные объемы газа. Только летом стали существенно сокращаться объемы прокачки по "Северному потоку" (был остановлен 3 сентября).
 
А в 2023 году уже с 1 января у ЕС нет возможности нарастить закупки у "Газпрома", чтобы компенсировать уходящий в Азию СПГ.
 
А новые заводы по сжижению газа, которые дадут мировому рынку дополнительные объемы СПГ, появятся преимущественно с 2026 по 2030 год (будут вводиться в строй СПГ-заводы в США и Катаре).
 
Но Еврокомиссия в своем прогнозе указывает на это, скорее, не для того, чтобы предупредить европейцев об опасности и объективно оценить риски. Еврочиновники хотят показать, что с прошлой волной энергетического кризиса ЕС справился якобы благодаря их усилиям.
 
Но так как риски сохраняются, национальным правительствам нужно и дальше передавать полномочия по управлению энергетикой в Брюссель, лишаясь своего суверенитета.
Такой путь крайне опасен для европейской промышленности. Ведь именно непродуманная энергетическая политика Еврокомиссии, основанная на программе ускоренного энергоперехода, и привела к дефициту ископаемого топлива, росту цен, большой инфляции и стагнации в экономике.

Однако евробюрократы вряд ли будут слушать крупный бизнес, который и создавал Евросоюз как "Европейское объединение угля и стали".

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: Sputnik Таджикистан, 15.02.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики