Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефть запуталась в дисконтах

Нефть запуталась в дисконтах

По какой цене на самом деле продается российское сырье

Российская нефть продается намного дороже официальных котировок. К такому выводу пришли аналитики Goldman Sachs, изучив таможенную статистику. Из нее следует, что фактически сырье покупают почти за $80 за баррель, хотя международные агентства сообщали о цене ниже $50. На эту же цифру ориентируется российский Минфин при оценке налоговых поступлений и иных доходов бюджета. Впрочем, аналитики с трудом верят, что скидки могли быть настолько малы. С ними беседовал Даниил Бабкин.

Похоже, что никто, кроме самих нефтяников, не знает, сколько на самом деле стоит российское сырье. Котировки агентства Argus власти считают нерепрезентативными, и многие эксперты соглашаются: вероятно, реальные дисконты меньше, но главный вопрос — насколько?

Выводы Goldman Sachs удивительны: исходя из таможенных данных, в декабре покупатели платили за нефть из России около $78, при том что эталонная Brent торговалась в районе $83. Это значит, что скидки были крайне малы и в разы меньше того, что показывали международные агентства, и на что ориентировался Минфин при расчете налогов.

Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков с трудом объясняет, откуда взялись такие данные:

«Непонятно, как получен график. Возможно, здесь влияют сделки, которые заключались на долгосрочной основе, плюс это не стоимость Urals, а все-таки цена потребителей вообще российской нефти. Другие сорта продаются существенно дороже. Все-таки график вызывает вопросы.

Цена здесь действительно очень высокая, а дисконты слишком незначительные. Возможно, если не вычитать стоимость перевозки, то есть не включать в дисконт танкеры, то действительно получится $10».

Если агентство Reuters верно интерпретирует данные Goldman Sachs, это значит, что нефтяники могли получить впечатляющую прибыль. При этом основные налоги в бюджет они платили на основании показателей Argus — как будто баррель нефти стоил меньше $50. Получается, Минфин, планируя вручную установить дисконты и сделать вид, что цена Urals на самом деле выше, прав?

Возможно, но лишь отчасти, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Вероятно, нефть и правда дороже котировок международных агентств, но не так сильно, как показывает Goldman Sachs, отмечает собеседник “Ъ FM”:

«Это просто данные, они взяли их в таможне Китая и Индии, разбили на объемы и посчитали среднюю цену. Получается, что трейдеры называют более низкую стоимость бочки, а таможенная статистика показывает более высокую.

Думаю, причина в разной методологии. Одни учитывают какие-то факторы, например, перевозка, страховане, а другие не учитывают. Может быть, истина где-то посередине. Часть каких-то денег достается посредникам, еще что-то уходит на доставку и страхование, но часть все равно остается, например, каким-то российским каким-то структурам в большей степени, чем это показывали ценовые агентства, тот же самый Argus».

Но где находится та самая середина? И на чьи показатели опираться? По данным Argus, скидка на нефть из России — больше $30, по данным S&P Global Platz — меньше $20. Минфин, кажется, опасается дать точную оценку и с апреля хочет установить максимальный размер дисконта в $34.

Замруководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев полагает, что реальные скидки примерно на $10 меньше, чем показывают международные агентства:

«Я думаю, что действительно покупатели из Азии приобретают Urals по более высоким ценам, чем котируются международными агентствами, потому что они, возможно, все-таки в большей степени ориентируются на стоимость топлива из альтернативных источников из стран Ближнего Востока и АТР. Я думаю, что зазор между фактической ценой и стоимостью, которую мы видим в котировочных бюллетенях, может достигать $7-$10».

Изменение системы налогообложения для нефти даст бюджету дополнительные 600 млрд руб., подсчитали в Минфине. Поможет ли это собрать запланированные 8 трлн руб. в 2023 году, в ведомстве не уточнили.

Автор: Даниил Бабкин

Источник: Коммерсантъ FM, 15.02.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики