Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Теневой флот ширится

Теневой флот ширится

На кого зарегистрированы перевозящие российскую нефть суда

Россия собрала более 600 танкеров в своем теневом флоте. Он стоит больше $2 млрд, пишет Bloomberg. Судовладельцы рассказали агентству, что это около 10% от числа танкеров по всему миру. Неизвестные покупатели начали активно приобретать старые суда еще в прошлом году. Участники рынка связывают их с Москвой. Та пытается обойти ограничения на перевозки нефти, которые запрещают европейским компаниям работать с российским сырьем дороже $60 за баррель. На фоне массовой скупки танкеров для создания теневого флота цены на транспортировку выросли по всему миру, отмечает Bloomberg.

При этом в прошлом году неизвестные покупатели приобрели около 100 судов. Вероятно, остальные были доступны на сером рынке и раньше, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков: «Это показывает, что рынок теневых перевозок, танкеров, которые могут игнорировать какие-либо санкции, и так был довольно большой. Туда попадала транспортировка и венесуэльской, и иранской нефти.

Часть этих судов могла работать по белой схеме, они могли перевозить российское сырье и какое-либо другое. Что касается роста стоимости перевозок, даже если бы не было санкций в виде потолка цен, то они все равно для всех подорожали бы, поскольку нефть РФ начала уходить на азиатские рынки, а время в пути становилось больше. То есть теперь из Новороссийска мы ее везем не в Южную Европу, а в Индию.

То же самое у любых других производителей. Раньше Ирак, Саудовская Аравия поставляли нефть в Индию. Сутки-двое — и ты уже на западном берегу Индии. А сейчас выходишь с Ближнего Востока и везешь все это в Европу вместо России. Туда везти дольше, а значит, те же самые объемы, которые ты доставлял раньше, теперь требуют большего количества танкеров. Из-за этого выросла стоимость фрахта. В нашем случае она повысилась еще больше, потому что для нас доступное число судов еще меньше».

Кому принадлежат танкеры из теневого флота, сказать сложно. Bloomberg отмечает, что как минимум несколько десятков судов зарегистрированы на российские компании, но остальные, вероятно, принадлежат офшорным фирмам. Так кто заплатил больше $2 млрд за танкеры? “Ъ FM” обсудил это с замруководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергеем Кондратьевым:

«Все-таки оценка в $2,2 млрд достаточно консервативная, если мы говорим о 400-600 танкерах. Такой флот будет стоить на порядок дороже, даже если это очень старые суда, купленные со скидкой.

Что касается тех, кто потратил такие деньги, то это структуры, аффилированные с российскими нефтяными компаниями. Не напрямую. Это могут быть и трейдерские структуры, и просто специально созданные для этого организации. В прошлом году российские компании испытали шок от стоимости фрахта. Это сделало выгодным приобретение танкеров и переход на использование собственных судов. Сейчас танкер может полностью окупиться за пять-шесть рейсов».

Bloomberg также сообщил, что в середине февраля Россия нарастила экспорт нефти больше чем на четверть, несмотря на планы сократить добычу. Такое решение может носить невынужденный характер, считают аналитики агентства. Они отмечают, что теперь Россия намного меньше зависит от услуг европейских перевозчиков.

Автор: Даниил Бабкин

Источник: Коммерсантъ FM, 20.02.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики