Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Албания пришвартовала танкер

Албания пришвартовала танкер

Повлияет ли инцидент на морские перевозки нефти

Полиция Албании задержала танкер, который шел под либерийским флагом, его подозревают в контрабанде российской нефти. На борту судна находилось свыше 22 тыс. тонн сырья, которое провозили по поддельным документам, говорится в заявлении албанской полиции. По ее данным, на танкер в порту Каламата в Греции перегрузили нефть с другого судна, и затем он отправился в Албанию. Но в итоге его заблокировали местные силовики на Адриатическом побережье в западной части республики. Экипаж из 22 человек также задержан для проведения «следственных действий».

Эмбарго на морские поставки российской нефти вступили в силу 5 декабря 2022 года. Тогда же и был установлен потолок цены, по которой можно продавать сырье, — не дороже $60 за баррель. Если подтвердится, что нефть на судне российская, то в теории власти страны смогут изъять топливо и сам танкер в пользу государства, отметил партнер адвокатского бюро NSP Сергей Гландин:

«Надо понимать, что Албания присоединяется ко всем режимам ограничительных мер Европейского союза. Таким же образом она ввела нормы в законодательство о предельной цене на российскую нефть. Значит, страна является недружественным государством, и ее власти, соответственно, отслеживают нарушения законодательства. Теперь все будет зависеть от следственных действий.

Как следует из этих материалов, была арестована команда, в том числе капитан, у него изъяты документы, которые сейчас изучаются. То есть, если следствие установит, что нефть действительно имеет российское происхождение, то тогда будет уголовный состав нарушения по албанскому праву — контрабанда. По таким делам, как правило, прокуратура выступает с представлением о конфискации в доход государства как самой нефти, так и перевозившего ее судна».

Агентство Bloomberg ранее сообщало, что перед вступлением в силу нефтяного эмбарго Россия начала создавать теневой флот танкеров с неизвестными владельцами. По данным СМИ, его численность может достигать от 100 до 600 судов. Кроме того, Москва планировала использовать танкеры, которые применялись для доставки иранской и венесуэльской нефти.

При этом 11 февраля 2023-го в испанский порт Таррагона не впустили судно из-за подозрения в обходе санкций. Оно шло под флагом Сингапура, а на борту находилось дизельное топливо. По данным Минтранса Испании, его якобы перегрузили вблизи Гибралтарского пролива с судна, связанного с Россией. Впрочем, пока это единичные случаи, которые не влияют на глобальные поставки российской нефти, подчеркнул ведущий эксперт Финансового университета Станислав Митрахович:

«В случае с Албанией речь шла о том, что российскую нефть, видимо, пытались контрабандным образом завезти в Европу, а в регион сырье из РФ поставлять морем сейчас нельзя. Таких случаев не так много, как могло бы кому-то показаться. То есть, если речь идет о контрабанде именно в ЕС, то это полбеды. Если бы начали как-то масштабно тормозить танкеры, которые везут нефть в Индию, Китай, Африку, на Ближний Восток, то это было бы большей проблемой.

Но, думаю, такие масштабные акции не в интересах самого Запада. Ведь если произойдет серьезное падение российского экспорта, то это может спровоцировать рост цен.

Кроме того, все-таки Запад не то чтобы контролирует все точки Мирового океана, все-таки есть и турецкие проливы, часть маршрута около Африки. Если кто-то считает, что можно перекрыть все морские поставки, то это не так. По крайней мере, иранские морские поставки не удалось задушить полностью, только немножко убрать с рынка. 

Так что эти случаи все-таки, мне кажется, пока что изолированные. Если через несколько месяцев мы увидим, что они начнут множиться, это будет новая реальность, которую будем как-то заново анализировать».

Из-за нефтяного эмбарго Россия также резко нарастила объемы перевалки сырой нефти в море. Только за первые две недели января Москва могла перегрузить свыше 14 млн баррелей, сообщал Bloomberg. При этом, по данным СМИ, уже в марте-апреле Россия собирается резко сократить экспорт нефти через западные порты.

Автор: Владислав Викторов

Источник: Коммерсантъ FM, 22.02.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики