Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > WSJ: страны Северной Африки многократно нарастили импорт топлива из России

WSJ: страны Северной Африки многократно нарастили импорт топлива из России

Аналитики фиксируют резкий рост закупок Тунисом и Марокко российского топлива. И подчеркивают, что он совпал с наращиванием их собственного экспорта нефтепродуктов. Это вызвало опасения в смешивании и реэкспорте российской продукции

Страны Северной Африки стали «ненасытными покупателями» российских нефтепродуктов, которых Запад избегает, пишет The Wall Street Journal. Аналитики заметили, что африканские государства резко нарастили импорт топлива из России и экспорт своих нефтепродуктов в Европу.
Так, Марокко, по данным издания, закупившее в 2021 году около 600 тысяч баррелей дизельного топлива, только за первый месяц этого года увеличило его импорт до 2 млн баррелей. А в феврале, как ожидается, поступит еще более миллиона. Тунис в 2021 году практически не покупал нефтепродукты в России, но в последние месяцы буквально «поглощает» дизельное топливо, бензин, лигроин и газойль. В январе этого года он приобрел около 3 млн баррелей, в феврале импортирует еще более 3 млн. Всплеск спроса на российские нефтепродукты выявили также в Ливии, Египте и Алжире.

При этом увеличение импорта Тунисом и Марокко российского топлива совпало с наращиванием их собственного экспорта нефтепродуктов. Это вызвало опасения в смешивании и реэкспорте российской продукции.
Говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Мы видим, что по нефтепродуктам идеальная картина, которая частично пока только складывается, это просто очень широкая диверсификация рынков сбыта, и в том числе за счет африканских стран. Если раньше мы довольно концентрированно продавали все в Европу, то теперь гораздо больше клиентов становится как таковых по количеству, и в том числе в Африке, потому что в Африке переработки, собственно, не так много, поэтому и дизель, и бензин частично где-то авиакеросин и мазут вполне можно там продавать. Просто север Африки более богатый и там автомобилизация лучше, соответственно, потребление нефтепродуктов есть уже сейчас. В Южной Африке тоже есть потребление нефтепродуктов, и Россия тоже туда должна выходить, просто, наверное, здесь немножко времени больше на это уйдет. По сырой нефти здесь большой вопрос, кто это будет брать. Я думаю, что, конечно, те страны Африки, где есть переработка, они заинтересованы в том, чтобы стать такой своеобразной Индией, только ближе к Европе. Они прекрасно видят, как Индия получает сверхдоходы, огромные деньги за счет того, что покупает российскую нефть со скидкой, перерабатывает ее и нефтепродукты продает Европе. Так, если у тебя тоже есть какие-то лишние мощности, почему бы не делать точно так же? Поэтому я думаю, что страны вполне заинтересованы в том, чтобы покупать российскую нефть, раз она идет со скидкой, перерабатывать. Нефтепродукты, полученные из российской нефти, считаются уже не российскими, на них не распространяется ни эмбарго стран Евросоюза, ни потолок цены, и ты сможешь все это реализовывать на европейском рынке. А свою нефть, которая у тебя высвобождается, ты вполне можешь продавать в сыром виде в ту же самую Европу и по более высоким ценам, чем сейчас Россия вынуждена продавать свою. Поэтому даже если ты находишься на самообеспечении по нефти и нефтепродуктам и ты сама страна-экспортер, все равно есть возможности сотрудничать с Россией. И России это тоже выгодно, не надо будет больше платить за транспортировку до Индии, поэтому вполне возможно и сотрудничать с Африкой, просто там, опять же, проблемы, даже на севере Африки, у них нет НПЗ, которые, как в Индии, были сразу заточены на экспорт. Вот Индия, Китай и ряд других стран изначально строили НПЗ на побережье для того, чтобы совершать такие схемы. Индия рассчитывала покупать саудовскую нефть, иракскую нефть и полученные нефтепродукты экспортировать. Китай то же самое делает. На севере Африки изначально таких заводов, заточенных под экспорт нефтепродуктов, в общем-то, нет в таких масштабах, как в Азии. Поэтому здесь всем выгодно сотрудничать с Россией, и африканским странам, но все-таки это довольно ограниченные объемы».

Топливные санкции западных стран против России вступили в силу 5 февраля: Евросоюз запрещает импорт российских нефтепродуктов и одновременно страны Евросоюза и G7 установили потолок цен на них. Теперь в ЕС выражают обеспокоенность из-за того, что торговля России со странами Магриба подрывает санкционные усилия Запада в отношении российского топлива.

Источник: BFM.RU, 26.02.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики