Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россияне могут расслабиться: реальная цена экспортной нефти их не касается

Россияне могут расслабиться: реальная цена экспортной нефти их не касается

Три месяца подряд Минфин публикует средние экспортные цены на нефть сорта Urals в районе $ 50 за баррель. В правительстве говорят о большой скидке из-за перенаправления потоков и поиска новых потребителей и принимают меры, чтобы цена выросла. На Западе тем временем звучат голоса, что реальная стоимость выше лимита в $ 60, который «Большая семерка» и Евросоюз установили на российское сырье с 5 декабря для третьих стран. Сложившаяся ситуация выглядит парадоксально. С одной стороны, правительство действительно может не знать о реальной цене экспорта отечественных компаний. С другой — огромная скидка, если она есть, может уходить в карман посредников, которые обеспечивают поставки и продажи российской нефти за границей. С кем они связаны, неизвестно. Известно, что простых россиян не должна беспокоить действительная цена российского экспорта, замечают эксперты. Налоги отечественные компании платят с той стоимости, которую указывает Минфин, поясняют они.

По данным Минфина, в феврале средняя цена на нефть марки Urals составила $ 49,56 за баррель. С декабря, когда ввели лимит цен на российскую нефть, это уже третий месяц, когда стоимость самого массового российского сорта сырья держится в районе $ 50 за баррель. В декабре она составляла $ 50,47, а в январе — $ 49,48 за баррель. Таким образом, объявленная цена существенно ниже котировок накануне введения эмбарго Евросоюза и лимита цен. Если в октябре Urals стоил в среднем $ 70,62, то в ноябре — $ 66,47, говорят данные Министерства финансов.

С декабря российским компаниям пришлось полностью перевести поставки на альтернативных покупателей и западные деловые агентства сообщали о скидках до $ 37 на Urals к эталонному сорту Brent. В правительстве объясняли ситуацию высокой стоимостью фрахта, так как теперь нефть из балтийских и черноморских портов приходится уже возить в Азию, и выросшими рисками, потому что европейским перевозчикам, брокерам и страховщикам запрещено страховать грузы выше ценового потолка.

«Что касается нефти. Основная проблема — это высокий дисконт в результате высокого уровня стоимости фрахта. То есть стоимость фрахта выросла достаточно сильно в связи с теми рисками, которые испытывают перевозчики и контрагенты относительно возможных санкций в соответствии с тем, что они не устанавливают потолок цен», — говорил на совещании у президента вице-премьер Александр Новак.

В конце февраля эксперты из американских Института международных финансов, Колумбийского университета и университета Калифорнии опубликовали оценку влияния санкций на экспорт российский нефти и пришли к заключению, что скидка существенно ниже, чем заявляется в экспертном сообществе и правительстве России. Так, в декабре цена Urals в балтийских портах якобы составляла $ 59,86, а в черноморских — $ 63,34. Эксперты ссылаются на некие таможенные данные, которые оказались у них в распоряжении.

Удивительно, но при всей разнице в весовых категориях и уровне ответственности данные Минфина России также оценочные. Ведомство получает их от ценового агентства Argus, которое ранее опрашивало трейдеров по стоимости отгрузки в сицилийской Августе и нидерландском Роттердаме, а сейчас — в портах Балтики и Черного моря.

«Сейчас действительно сложно сказать, какова реальная среднеэкспортная цена, — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков. — Непонятно теперь, надо ли привязывать среднеэкспортную цену именно к Urals (занимает около 80% экспорта) или делать среднюю по всем сортам, включая более дорогие ВСТО и сахалинские. Надо ли создавать собственное ценовое агентство отслеживать самостоятельно или, например, просить Argus об изменении методики или переходить на Platts, которое сообщило о том, что уже отслеживает среднюю стоимость Urals на западном побережье Индии. Другое дело, что это надо было делать еще в прошлом году. Потому что о европейском эмбарго было известно еще в начале июня».

Если российское правительство жалуется на высокую стоимость фрахта, то совсем не говорит о трейдерах, которые выступают посредниками при экспорте российской нефти. А именно им может доставаться значительная часть «скидки». Эксперты Института международных финансов, Колумбийского университета и университета Калифорнии утверждают, что на трейдеров приходится 85% экспорта российского сырья. И возвращается ли хотя бы часть их доходов в Россию, неизвестно. Известно, что среди них есть иностранные торговые подразделения российских компаний. Например, Litasco и Lukoil Asia Pacific «Лукойла». Но работают и десятки тех, кто мало известен или вообще появился только в прошлом году и зарегистрирован в ОЭА или Китае и Сингапуре.

Интриги в работу посредников добавляет то, что они обеспечивают и перевозку танкерами и страховку, забирая всю разницу между ценой отгрузки, оценку которой публикует Минфин, и стоимостью продажи конечному потребителю.

Количество трейдеров и схему работы косвенно подтверждают декларации, опубликованные на сайте экспортно-импортных операций Import Genius. Они датируются по сентябрь 2022 года, когда уже шло переориентирование поставок нефти и нефтепродуктов на Азию вместо Европы, и могут дать общее представление.

Так, в перепродаже российской нефти заняты не менее семи трейдеров, зарегистрированных в ОАЭ. Actirays Middle East Trading, например, забирал 28 августа 100 тыс. тонн нефти в Приморске у ООО «НГДУ Восточная Сибирь» на условиях FOB (с отгрузкой в российском порту). Также Coral Energy DMCC получил 24 июня 30 тыс. тонн дистиллятов и газойля в Новороссийске от ООО «Славянск Эко». Demex Trading, в свою очередь, 16 июня принял в дальневосточном Козьмино 5 тыс. тонн нефти для Китая от ООО «Приленский». Поставщиком трейдера была и «Газпром нефть», судя по данным Import Genius.

Everest Energy и Tejarinaft получали грузы у «Роснефти». К примеру, 30 июня в Кавказе загрузили 33 тысячи тонн тяжелых дистиллятов и мазута, а 29 июля в Туапсе — 66 тыс. тонн нефти. Everest Energy перепродавал нефть и «Зарубежнефти», и от ООО «Зарнестсервис».

Далее — GMS Trading Middle East. 30 июня она забрала на танкер в Туапсе 33 тыс. тонн газойлей и летнего дизельного топлива для ОАЭ. Flowdale Trading возила в первый месяц лета грузы от «Ойл Технолоджис» и «НАК Нефтиса» из Новороссийска и Усть-Луги в Европу.

Также активны трейдеры, зарегистрированные в Сингапуре и Китае. Concord Energy вывозил нефть «Зарубежнефти» из Приморска в Китай в июне. В том же балтийском порту загружал танкеры сырьем от «Сургутнефтегаза» и Concord Energy. А Nord Axis — газойли «Роснефти». Concept Oil Services брал сырье у АО «РНГ» в Козьмино в июле.

Наиболее известным посредником из всех является Coral Energy. Он стал известен весной 2021 года, когда начал эксклюзивно торговать нефтепродуктами «Роснефти» на Украине. Трейдера связывают с Азербайджаном и госкомпанией Socar, которая сама зарабатывает на перепродаже российской нефти в Азию. По данным Import Genius, в июне и июле Socar Trading получал грузы нефти в балтийских портах от «Сургутнефтегаза». И 26 июня, например, отправил 100 тыс. тонн из Усть-Луги в Индию, которая стала основным получателем нефти, от которой отказалась Европа.

Справедливости ради стоит сказать, что российские компании поставляют нефть на экспорт и напрямую. Информация в накладных Import Genius говорит, что в июне индийская госкомпания Indian Oil Corporation получила от «Роснефти» и «Газпром нефти» не менее 8 партий сырья, каждая из которых превышала 100 тыс. тонн.

Какую примерно маржу с учетом фрахта и страховки могут зарабатывать трейдеры, очевидно, можно будет представить через месяц-два, когда появятся данные национальных служб статистики за январь. Министерство коммерции и промышленности Индии опубликовало информацию за декабрь, но она может быть некорректна в нынешней ситуации. Исходя из данных, в последнем месяце 2022 года, когда заработал запрет на импорт российской нефти в ЕС и лимит цен на нее для третьих стран, Индия получила в своих портах почти 40 млн баррелей сырья из России по $ 79,4 за баррель. Таким образом, разница между индийскими данными и средней ценой в декабре на Urals от Минфина может достигать $ 29. Однако нефть в Индии получали в декабре, тогда как в российских портах ее отгружали еще в ноябре, когда средняя стоимость Urals оценивалась в $ 66,47. Таким образом, реальная наценка трейдеров могла составлять $ 13.

Управляющий директор рейтинговой службы «Национальное рейтинговое агентство» (НРА) Сергей Гришунин полагает, что, скорее всего, посредниками выступают организации, которые в той или иной степени связаны с российскими нефтяными компаниями. А фрахт зачастую организован российскими перевозчиками.

«Если нефтяные компании контролируют перевозку нефти и получают за это свою долю выручки, то здесь вполне возможны манипуляции с ценами, включение в сделку серых посредников и тому подобное. В результате официально фиксируется одна цена, а по факту устроители схемы продажи нефти получают за нее значительно больше», — добавляет аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин. Он замечает, что экономическая ситуация может говорить о том, что продажные цены самих российских компаний действительно низкие.

«Если бы фактические экспортные цены были такими высокими, как об этом говорят, то в госбюджете не было бы такого большого дефицита, да и курс рубля не был бы таким слабым. Поскольку значительные объемы нефти из России в последний месяц стали уходить по серым схемам продажи, выявить истинные цены по таким поставкам довольно сложно», — добавляет аналитик ФГ «Финам».

Ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков согласен с тем, что трейдеры могут быть аффилированными структурами российских компаний.

«Поэтому сейчас и стоит задача определить релевантную цену российской нефти, — говорит эксперт. — Часть исследователей выискивают реальные цены в статистике Индии и Китая. Однако это сумма, которую они заплатили, а не мы получили. И она не играет никакого значения для бюджета, так как экспортная пошлина и НДПИ будут браться из цены, которую публикует Минфин. Конечно, российские компании могут получить больше прибыли, заплатить больше налога на прибыль и дивидендов там, где государство является совладельцем. Но деньги нужны государству здесь и сейчас. Кроме того, в той же „Роснефти“, например, у государства уже менее 50%».

В бюджете нефть заложена по $ 70 за баррель, тогда как Министерство финансов третий месяц сообщает о среднеэкспортной оценке в $ 50.

«Именно официальные данные Минфина должны волновать обывателей, поскольку от них зависит наполнение бюджета России», — замечает Александр Потавин. Ранее он говорил EADaily: «Если предположить сохранение среднегодовой цены российской нефти в районе $ 50 и объема добычи 10−10,5 млн баррелей в сутки, то, исходя из матрицы чувствительности, ранее публиковавшейся Минфином, объем нефтегазовых доходов может составить около 7 трлн руб., что на 1,9 трлн рублей ниже заложенных в прогноз бюджетных нефтегазовых доходов (8,9 трлн руб.)».

Вполне возможно, что в российском правительстве не говорят, но понимают роль трейдеров, в том числе в перевозках, которые они могут контролировать. По крайней мере, последняя риторика российских чиновников говорит о том, что повышенные объемы добычи и экспорта нефти уже не являются главной целью, а на первый план выходит именно цена, по которой продается сырье, продолжает аналитик ФГ «Финам».

Он отмечает, что в марте в России сократят добычу на 500 тыс. баррелей в сутки. А с апреля вступят в силу налоговые изменения — в ручном режиме установят уровень цен на нефть, от которого будут считаться налоги.

«Правительство России законодательно решило, что для наполнения доходов бюджета дисконт Urals к Brent будет снижен с текущих $ 35 за баррель до $ 25 к июлю», — говорит Александр Потавин.

В Минфине рассчитывают, что налоговые изменения позволят дополнительно привлечь не менее 600 млрд рублей. Тем временем в Минэнерго сообщили о новом мониторинге цен на нефть. При сборе информации будут использоваться данные биржи СПбМТСБ, ценового агентства «Аргус Медиа Лимитед» и Федеральной таможенной службы, сообщили в ведомстве.

«Новый порядок мониторинга цен на нефть позволит отслеживать реальную стоимость реализации российской нефти, чтобы не продавать наши ресурсы по сниженным ценам из-за введенного потолка со стороны недружественных государств. Кроме того, обновленный порядок наблюдения за экспортными ценами станет удобным механизмом для налогообложения нефтяной отрасли», — пообещал министр энергетики Николай Шульгинов.

Источник: EADaily, 02.03.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики