Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российский «теневой флот» увеличился до пугающих размеров: эксперт объяснил причины

Российский «теневой флот» увеличился до пугающих размеров: эксперт объяснил причины

Отечественные энергоресурсы перевозят уже 600 «серых» и «темных» танкеров

Размер «теневого» флота, готового содействовать экспорту российской нефти, составляет примерно 600 судов, сообщает CNN. Это примерно 10% от общего мирового количества крупных танкеров. Эксперты американского телеканала делят накопленную Москвой морскую армаду на «серые» и «темные» корабли, которые зачастую отключают систему автоматической идентификации, что не позволяет определить их габариты и маршрут передвижения. Воспрепятствовать подобным схемам сбыта «черного золота» практически невозможно, поскольку их задержание любыми международными силовыми структурами будет расценено как пиратство.

«Серыми кораблями», по мнению CNN, считаются суда, проданные европейцами владельцами в прошлом году ближневосточным и азиатским фирмам. В свою очередь, «темные» танкеры принадлежат иранским и венесуэльским компаниям, уже не первый год находящимся под западными санкциями и давно научившимся преодолевать ограничительные препоны. Ежемесячно, по данным американского телеканала, Россия привлекает в свой «теневой флот» от 25 до 35 судов, расширяя тем самым географию экспортных поставок энергоресурсов. Насколько эта информация соответствует истине и правда ли, что российской «теневой флот» позволяет нашей стране успешно обходить западные санкции, касающиеся отечественных нефтепродуктов, «МК» рассказал эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

— Как в принципе можно отличить танкер, официально перевозящий российскую нефть, от танкера из «теневого» флота?

— К непосредственно российскому флоту причисляются корабли, которые официально принадлежат российским судовладельцам. Международные системы слежения за судами, такие как MarineTraffic (сообщество, предоставляющее информацию о движении и текущем местоположении транспортных средств в гаванях и портах — «МК»), показывают в реальном времени собственника судна и под каким флагом оно ходит. В отношении таких кораблей выяснить порт приписки и маршрут передвижения не составляет труда. Хотя отечественные государственные судоходные компании далеко не всегда отправляют свои корабли в рейды именно под российским флагом, зачастую можно без труда понять, кому они принадлежат. 

Подсчет судов, входящих в состав так называемого «теневого флота», осуществляется довольно умозрительно. Системы слежения определяют общее количество танкеров, задействованных в тот или иной момент в перевозке нефти, и фактически навскидку, ориентируясь лишь на вывозимые на экспорт объемы сырья из нашей страны, прикидывают, сколько углеводородов приходится на официально зарегистрированные корабли, а сколько — на неизвестные суда.

— Как работает «теневой» флот, и в чем отличие «серого» от «темного» флота, которые упоминает CNN?

— Практика такая. Принадлежащие России танкеры выходят в открытое море и переваливают нефть на борта кораблей с большим дедвейтом (суммарный полезный груз), из которых наша страна и создавала «теневой флот». Крупнотоннажные корабли приобретались в значительном количестве, поскольку наши новые покупатели находятся в Азии, а транспортировка сырья в этот регион отнимает втрое больше времени, чем в Европу. Суда, которые доставляют нефть конечному импортеру, могут даже не заходить в российские порты. Эти корабли зарегистрированы в международных морских сервисах и их можно причислить к «серому» флоту.

К «темному» флоту западные регуляторы относят корабли, которые по ряду технических причин нельзя проконтролировать в том числе спутниковыми системами слежения. Очевидно, что эти танкеры перевозят, скорее всего, российскую нефть, но маршруты и «гражданство» груза формально остаются неизвестными. Фактически, оценка в таком случае осуществляется «на глазок»: берется дедвейт российских кораблей, которые выходят с грузом в нейтральные морские воды, суммируется и делится на предполагаемое количество судов, которые в настоящий момент официально не задействованы в каких-либо перевозках нефти. В результате подсчитывается общий состав российской «теневой» флотилии. Получается не очень точно, но со стороны само число — 600 судов — выглядит внушительно и для кого-то пугающе.

— Какие меры в отношении «серого» или «темного» флота могут предпринять европейские или американские силовые структуры? Могут, например, задержать, арестовать или даже конфисковать перевозимый груз, на основании того, что нарушаются их санкции?

— На основе какого закона западные силовые структуры могут помешать морской перевозке российской нефти? Санкции вводились в отношении цены, а также страхования танкеров. Перевозка нефти не запрещена. Даже если владельцы танкера не передали информацию о стоимости транспортируемой нефти американским или европейским органам, воспрепятствование их передвижению в открытом море будет расцениваться как обыкновенное пиратство. Конечно, в отношении таких судов или их владельцев могут быть объявлены персональные санкции: им запретят, к примеру, финансовые расчеты в западных банках, арестуют имущество на территории Европы или США. Но для задержания кораблей необходима, как минимум, международная резолюция какой-нибудь авторитетной организации, например, ООН. Без соответствующего документа арест танкера будет считаться незаконным, а какие-либо действия против него — противоправными.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 02.03.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики