Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Теневой союзник. Как тайный флот танкеров обходит санкции Запада против РФ

Теневой союзник. Как тайный флот танкеров обходит санкции Запада против РФ

Сотни танкеров с отключенными транспондерами якобы тайно перевозят российскую нефть и топливо в любую часть света вопреки санкциям Запада. Первыми теневой флот для обхода ограничений применили Венесуэла и Иран, а Россия сделала его орудием борьбы с попытками США навязать миру новый порядок, рассказали aif.ru эксперты.

Британская редакция телеканала CNN с негодованием сообщила о появлении «таинственного флота», который помогает России продавать нефть вопреки ограничениям. Уже три месяца действует эмбарго Евросоюза на морские поставки российской нефти, а страны «Большой семерки» вместе с ЕС и Австралией ввели потолок цен в 60 долларов за баррель. С февраля вступили в силу аналогичные санкции на поставки нефтепродуктов. Несмотря на это, российская нефть находит покупателей в любой части земного шара благодаря сотням загадочных танкеров. Кто владеет и управляет этой флотилией, является тайной, пишут в Лондоне.

Новый порядок

«Для обхода санкций на поставки российской нефти и топлива морем даже ничего придумывать было не надо — теневой флот для серых поставок из подсанкционных стран уже давно существует, — рассказал доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский. — Россия с прошлого года использует часть таких судов, потратив на это 2,2 миллиарда долларов — что-то купили, что-то взяли в аренду. Если понадобится, теневой флот может перевозить вообще весь объем нефти, экспортируемой из России морем». 

Большинство стран мира продолжают оставаться открытыми для российской нефти, а спрос на «черное золото» с момента введения санкций не изменился и составляет около 100 миллионов баррелей в сутки. Покупатели отказываются соблюдать искусственные ограничения, потому что они угрожают глобальному балансу спроса и предложения, то есть могут сделать сырье дороже. Экономика Евросоюза в 2022 году уже пострадала из-за резкого роста цен на энергоносители на сумму около триллиона долларов.

«Продают российскую нефть не попавшие под санкции нефтяные компании, а посредники и трейдеры, их цепочка теряется, потому что эти структуры расположены по всему миру, и поймать их за руку Запад не может, — пояснил профессор Кричевский. — Власти США хотят утвердить в мире новый порядок, при котором они будут назначать цены на нефть, причем не только российскую. Ответом на это и стал теневой танкерный флот. В результате сегодня российская нефть продается дороже, чем установленный Западом ценовой потолок, и там об этом знают, но сделать ничего не могут».

Тайные поставки подразумевают серые схемы оплаты, непрозрачные для контролирующих органов Запада, в том числе оплату криптовалютой, рассказал Кричевский. Подобная гибкость не отпугивает покупателей, наоборот, желающих поработать с Россией с каждым днем становится все больше. Есть власти ЕС с их русофобской политикой, а есть прагматичный бизнес, и он не говорит в микрофон. Греческие моряки готовы сотрудничать, потому что с русскими можно заработать гораздо больше, чем обычно. В схеме поставок, по словам специалистов, участвует даже Эстония, через нее идет импорт чипов и другой элементной базы. 

Международный опыт

«Теневой флот для обхода санкций уже применяется Венесуэлой, Ираном и Ираком, — напомнил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович. Это судоходные компании, которые зарегистрированы по всему миру, но вне западных юрисдикций, например, на каких-нибудь островах. Эти суда могут ходить открыто или выключать транспондеры, что затрудняет их обнаружение».

До введения санкций до двух третей российской экспортной нефти перевозилось морским путем компаниями, которые зарегистрированы в странах Запада. Теперь же две трети перевозится теми компаниями, которые на Западе не зарегистрированы. Теневой флот готовы принимать покупатели с невысокими требованиями к страховке судов, например, в Индии.

«Теневой флот нужен для того, чтобы перевозить морем ту нефть, которая продается выше установленного Западом потолка цен, потому что все, что продается ниже потолка, можно возить и обычным способом, — отметил эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — В рамках подготовки к этим санкциям судоходные компании скупили подержанные танкеры и образовали этот флот, понимая, что за эту часть своего бизнеса они отчитываться не будут. Подсанкционный сегмент рынка морских перевозок — это целый мир, где оплата за груз выше, просто он требует отдельных судов». 

Оценки числа танкеров, работающих на теневом рынке морских перевозок, разнятся. Митрахович и Юшков со ссылкой на источники называют цифры от 200 до 600 судов по всему миру, значительная часть из которых ориентирована на работу именно с российской нефтью и нефтепродуктами. Для этого теневым танкерам даже не нужно заходить в порты — перегрузка с легальных и застрахованных по международным стандартам судов часто происходит прямо в море без постороннего контроля. Благодаря этому критических проблем с экспортом нефти у России не возникло.

Автор: Сергей Болотов

Источник: АиФ, 05.03.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики