Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > На кого работают государственные менеджеры?

На кого работают государственные менеджеры?

Ситуация на «Укртатнафте» напоминает сознательное доведение компании до банкротства

Конфликт на Кременчугском НПЗ вызвал довольно много эмоций и шуму. Типичная реакция строилась по принципу «наших бьют!». И вправду, при первом приближении кажется, что Украина пытается отнять собственность у российских акционеров в лице компании «Татнефть». Все это наложилось на общие проблемы в наших отношениях с украинской стороной, которых, к сожалению, хватает. В результате многие сделали далеко идущие политические выводы относительно конфликта, у которого может оказаться совсем иная подоплека. Менеджмент «Укрнафты» (в ее состав, собственно, этот завод и входит) предстает в этой истории чуть ли не как жертва политической провокации. Первичная реакция на конфликт дает представление о том, что российского собственника предприятия – компанию «Татнефть» – грубо выкинули с завода.

Но более внимательный анализ ситуации с «Укртатнафтой» позволяет увидеть некоторые любопытные детали. И менеджмент НПЗ (его возглавлял Сергей Глушко, а от «Татнефти» актив курировал первый вице-президент компании Наиль Маганов) предстает здесь скорее как защитник своих личных, но уж никак не государственных интересов.

Из СМИ известно, что вроде как «Татнефть» владеет в «Укртатнафте» более 55% акций. В реальности же Минземимущество Татарстана владело 28,778% акций, АО «Татнефть» – 8,613% акций, а вот остальные акции из российского пакета оказались на балансе американской компании Seagroup International Inc. (9,96%) и швейцарской Amruz Trading AG (8,336% акций). Они считались дружественными «Татнефти», но скорее всего лучше говорить о дружественности вполне определенным представителям этой компании. Ведь совершенно непонятно, зачем государству прятать свою собственность в офшоры. А именно это и было сделано еще в 1999 году в результате запутанной вексельной схемы. Собственно, как раз передачу акций американским фирмам и оспорила украинская сторона. Безусловно, для Татарстана финал истории неприятный. Но ведь менеджмент «Укрнафты» сам создал ситуацию, когда акции могут быть изъяты по решению суда, поскольку стал рассовывать российскую собственность по офшорным карманам.

Кроме того, вокруг Кременчугского НПЗ было создано огромное количество посреднических структур, через которые и продавалась нефть. Поставки нефти из Татарстана на Кременчугский НПЗ и продажа нефтепродуктов осуществлялись через подконтрольные Маганову трейдинговые фирмы. В 2007 году не было заключено ни одного прямого договора на поставку татарской нефти. В итоге и «Татнефть», и «Укрнафта» терпели убытки. Компания «Укртатнафта» вообще текущий год может завершить с огромными убытками. Все это напоминает сознательное доведение компании до банкротства. В выигрыше остались бы менеджеры «Укртатнафты», осуществлявшие «ползучую» приватизацию компании, а затем мимикрировавшие под жертв политических репрессий.

К сожалению, история с «Татнефтью» далеко не единичная. Менеджеры госкомпаний не всегда отделают свои личные интересы от интересов государства как своего работодателя. В России наблюдается процесс укрепления государственных компаний, государство вынуждено возвращаться в целый ряд отраслей, где частные собственники так и не сумели преодолеть комплекс временщичества и перейти от проедания активов к их развитию. Но, к огромному сожалению, и в сегменте управления государственной собственностью происходят весьма неприятные вещи. История с «Укртатнафтой» – один из примеров того, как государственный актив работал не в интересах собственника, а в интересах нескольких наемных менеджеров. Компанию доводили до банкротства, акции заводили на непонятные офшоры. А поскольку предприятие находилось на территории соседнего государства, то и внимание к нему было приковано меньшее. Зато этот факт позволил прикрыться политикой после того, как неблаговидные дела стали всплывать на поверхность.

Так что события вокруг Кременчугского НПЗ должны заставить нас задуматься над тем, как строится сейчас в России управление государственной собственностью. Ведь если госактивы будут превращаться в личные синекуры недобросовестных менеджеров, то весь смысл в восстановлении позиций государства в экономике будет потерян.

Автор: Константин Симонов

Опубликовано: "Независимая Газета", 7.11.2007


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики