Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия верно посчитала, что сейчас самое время давить на Украину

Россия верно посчитала, что сейчас самое время давить на Украину

Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности:

- У Украины задача какая – чем ниже цена, тем им комфортнее. Ведь энергоемкие металлургия и угольная промышленность очень болезненно переживают повышение цен на энергоносители. Учитывая, что цены на газ привязаны к нефтяной корзине, и с учетом того, что цены на нефть были 110-120 долларов за баррель, получается, что по второму кварталу цена на газ для европейских жителей будет еще выше. Поэтому озабоченность Януковича понятна. Тут возникает вопрос, какие козыри в этом случае у Украины и России, и есть ли они вообще у Украины.

Дело в том, что после громогласного объявления Газпромом о завершении стройки первого нитки «Северного потока» актуальность обсуждений будущей энергетической кооперации соседей кратно возросла. И в первую очередь, это касается Украины, так как у России появился весомейший козырь в переговорном процессе по плану Владимира Путина о консолидации национальных газовых концернов. Я имею в виду проект объединения Газпрома и Нафтогаза.

В 2012 году, как уже посчитали на Украине профильные ответственные ведомства, если первая нитка «Северного потока» будет полностью загружена, то Украина может лишиться около 700 млн долларов из-за снижения прокачки газа по национальной ГТС. А с запуском второй нитки «Северного потока», то есть спустя год-другой, эта сумма будет пропорционально расти, и потери украинского бюджета в этом случае очевидны и очень существенны.

С учетом этих фактов Россия верно посчитала, что сейчас самое время давить на Украину с целью форсирования передачи управления Газпрому транзитных мощностей. Еще на прошлой неделе, если не ошибаюсь, в Киев собирался прибыть глава госмонополии Алексей Миллер, но только вчера состоялись переговоры с Януковичем. И, как видим, Киев пока не сдается и по-прежнему настойчиво требует снижения цены. Газпром к этому будет относиться весьма сдержанно. Накалять ситуацию никто не собирается.

У Януковича ведь дилемма – он не может все это дело скоропалительно передать в наши руки. В этом случае сразу начнут его упрекать внутри страны, и оппозиция начнет вопить, что он раздает национальное достояние. То есть его ждут политические спекуляции. Поэтому все это дело надо преподнести красиво. И предмет торга им нужен, чтобы получить хоть какую-то выгоду для себя. При этом реальных рычагов давления, как видим, у них нет.

О саботаже речь не идет, а вот нелицеприятные выпады у них в наш адрес бывают, как, например, высказывания Николая Азарова в Вашингтоне о переходе на альтернативные источники и т. п., направленные на то, чтобы нивелировать участие Газпрома в экономике Украины. Эти мелкие шпильки в концептуальную линию крупных помех не вносят.

Задача у России понятна, и все шансы и козыри в наших руках, чтобы получить газотранспортную систему Украины в управление и начать ее спокойно модернизировать. Первоначальный этап – процесс объединения Нафтогаза с Газпромом, и уже после слияния концернов строительство «Южного потока», который как раз противопоставляется украинской газотранспортной системе, может оказаться под вопросом. Но заметим, что сегодня как раз в Брюсселе должна состояться презентация российской стороной проекта «Южный поток». Россия хочет, чтобы европейцы приравняли его к статусу общеевропейского проекта и он получил все возможные преференции. Понятно, что это только презентация, а не великий прорыв, но это показательный процесс, и Украине впору задуматься о своевременности своего решения. Если долго думать, то не за горами и запуск нового альтернативного проекта, и тогда их трубопроводная система окажется пустой. Особенно если заработают все наши заявленные альтернативные магистрали.

С «Нордстримом» все понятно – уже заявлено о готовности его первой линии, да и вторая – на подходе. Речь идет о совокупном объеме в 55 млрд кубометров газа в год. Это уже приличные объемы. «Южный поток» – это плюс еще 63 млрд кубометров в год, что может практически перекрыть транзитные балансы Украины, сведя их на нет. Поэтому перед украинцами сейчас задача выторговать максимально приемлемую цену на газ. Насколько я знаю, та скидка в сто долларов, которая им была предоставлена ранее, никем не отменялась. Поэтому 450 долларов за кубометр, о которых говорит господин Янукович, не думаю, чтобы Газпром его такой суммой пугал – у них она будет ниже, чем среднеевропейская цена. Возможно, что-то изменилось, так как контракты между Газпромом и Нафтогазом официально в глаза никто не видел, их не обнародовал никто и никогда.

Что касается обвинений Юлии Тимошенко в превышении полномочий, то этот факт на наших отношениях не должен отразиться. Я помню, как в апреле Азаров сказал, что такие моменты как пересмотр газовых отношений в одностороннем порядке, если Тимошенко признают виновной, невозможен, он будет нелегитимным. Все равно договор заключался, когда премьер был действующим, и по юридическим нормам такие вещи не решаются в одностороннем порядке. Это не предмет национальных споров и арбитража, а относится уже к международным разбирательствам, и Россия никогда не пойдет на расторжение подписанного Тимошенко договора.

Это должен быть конструктивный диалог за столом переговоров, возможно, будут внесены дополнения. Так бывает в русле переговорного процесса. Подчеркну, что с Украиной у нас путь на интеграцию, а не на эскалацию конфликтов или повторение газовых войн. На данный момент с тем политическим строем, что существует в Украине, это исключенный вариант.

Думаю, что после презентации в Брюсселе с украинской стороны последуют какие-то новые заявления. До конца года должны провести все необходимые действия. Потому что если они будут затягивать еще дольше, то ситуация усложнится не в пользу Украины.

Разумеется, Газпром предоставит какие-то свои уступки, не такие масштабные, как просит Украина, но приемлемые для того, чтобы не провоцировать оппозицию. Понятно, что украинская экономика очень сильно завязана на российские энергоносители, и она может просто осыпаться. В обмен на объединение концернов у Украины будет цена, схожая с российской, за вычетом транзитных издержек. Других сценариев, которые помогут Украине сохранить оптимально свой транзитный статус, на самом деле нет.

С «Южным потоком» у нас только с Турцией проволочки, но при желании ее можно будет продавить, особенно если проект получит статус общеевропейского. Тогда туркам уже придется противостоять всему евросообществу, и они не смогут этого сделать. Это сыграет на руку российской стороне, и мы получим последнее разрешение от Турции на прокладку в ее территориальных водах магистрали «Южный поток», чтобы начать реализовывать этот проект. Но вложения в украинскую ГТС оцениваются в разы дешевле. То есть с экономических позиций России интереснее заниматься развитием отношений с Украиной. Поэтому мы с ней так тесно и общаемся. А «Южный поток» – это либо дело будущего, либо он будет, скажем так, заморожен или расформирован. Ведь если у нас все нормально сложится с Украиной, то смысла строить трубу огромной мощности нет. В Евросоюзе потребности в газе так значительно и кратно не вырастут. Речь идет о проекте в периоде долгосрочных перспектив 10-15 лет и цене проекта в 25 млрд долларов, большая часть которых должна лечь на плечи Газпрома, то есть его реализация нецелесообразна. В случае с Украиной все равно экономические резоны выше, чем политические мотивации.

Источник: Центр энергетической экспертизы, 25.05.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики