Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Семерка» заглянет под потолок

«Семерка» заглянет под потолок

К чему может привести очередное ограничение стоимости российской нефти

G7 пересмотрит потолок цен на сырье из России. Страны собираются сделать это до конца марта, заявила «РИА Новости» помощница министра финансов США Элизабет Розенберг. Действующие ограничения установлены на уровне в $60 за баррель. Более дорогую нефть из России западным компаниям перевозить и страховать запрещено. Bloomberg тем временем пишет, что российское сырье дорожает из-за увеличения числа покупателей в Азии. Трейдеры рассказали агентству, что скидки на Urals намного меньше, чем те, которые показывают рейтинговые агентства. Значит ли это, что российские компании приспособились к санкциям? И может ли все измениться в худшую сторону после пересмотра потолка цен? Разбирался Даниил Бабкин.

Дмитрий Песков на вопрос “Ъ FM” о пересмотре потолка ответил, что его вроде как и не существует. Ведь цены, по которым продается российская нефть, и так ниже ограничения. Но ведь Urals подешевела сразу после введения санкций, говорят аналитики. Признает потолок Москва или нет, логистика стала намного сложнее, и из-за этого появились большие скидки. Это одна из главных проблем для российской экономики последних месяцев, напоминает Александр Исаков из Bloomberg Economics:

«Стоимость транспортировки нефти выросла еще на ожиданиях введения потолка, как и дальность. Увеличились и расходы на страховку, которую должны принимать на себя российские экспортеры, чтобы быть конкурентными на нетрадиционных для себя рынках. Они находятся значительно дальше, и доставка туда стоит дороже. Это был главный фактор снижения нефтегазовых доходов».

На этом ясность в вопросе цен на нефть заканчивается. Информацию от западных агентств в России называют несправедливой — те высчитывают дисконты исходя из огромной стоимости логистики. Возможно, в реальности она меньше, но этого почти никто не знает. Но если верить последней публикации Bloomberg, Urals, отгружаемая из западных портов в Китай, стоила примерно на $15 меньше Brent. То есть даже выше потолка цен. Но это не точно, говорит замруководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев:

«Мы видим, что перестройка под новые реалии рынка идет даже быстрее, чем это происходило в 2022 году. Сейчас используют в основном флот российских перевозчиков — теневой. Вполне возможно, что дисконты действительно существенно меньше. При этом очень важно понять, насколько данные Bloomberg отражают более широкую картину. Все-таки речь может идти о каких-то разовых отгрузках или же действительно об общей практике. В этом случае мы вернулись в ситуацию сентября-октября, когда дисконты для Urals находились на уровне $12-18 за баррель».

Если дисконты и правда постепенно уменьшаются, то пересмотр потолка цен от «семерки» мог бы развернуть этот тренд. Все-таки, по разным оценкам, от трети до половины морского экспорта России все еще обеспечивают европейские танкеры. И если сильно снизить потолок цен, то они не смогут перевозить Urals. А, значит, придется либо вновь увеличивать дисконты, либо сокращать добычу, говорит старший научный сотрудник Финансового университета Станислав Митрахович:

«Думаю, что западные страны начнут вести себя аккуратнее. Сначала будет запрос, на его рассмотрение уйдет, допустим, месяц, потом начнется постепенное снижение, может быть, до $50. Вряд ли они резко снизят потолок до $35. Если это случится, то действительно может привести к падению добычи в России, к росту цен на мировых рынках и к более быстрому отказу от западных перевозчиков. Могут ли дисконты вырасти? Да, если price cap будет ужесточен, и российское правительство возьмет курс все-таки на сохранение масштабной добычи и посчитает, что лучше поставлять больше, но по меньшей цене».

Впрочем, это не столь важно, если говорить о поступлениях в российский бюджет. Потому что скидки власти, по сути, настроили вручную. В апреле максимальный дисконт для расчета налогов будет происходить по формуле: Brent минус $34, в июле — минус $25. Поэтому, каким бы ни был новый, пересмотренный потолок цен, на бюджет он будет влиять ограниченно.

Автор: Владимир Расулов

Источник: Коммерсантъ FM, 09.03.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики