Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как идет торговля России и Индии?

Как идет торговля России и Индии?

Если резюмировать, то почти весь рост произошел из-за увеличившихся поставок в Индию российской нефти, и то нельзя сказать, что абсолютные цифры впечатляют — речь идет о 39 млрд долларов. Наш товарооборот с Европой до 2022 года оценивался в сотни миллиардов долларов. Как российско-индийское торговое сотрудничество будет развиваться дальше?

В конце прошлой недели стало известно о резком увеличении товарооборота между Россией и Индией за 2022 год, в результате которого Россия вошла в пятерку крупнейших торговых партнеров Индии.

С одной стороны, последние месяцы было много публикаций, что мы наращиваем торговлю с Индией, ставшей крупным покупателем нашей нефти. А с другой, сам объем для России не такой уж и большой. Чуть меньше 40 миллиардов долларов. Для сравнения, когда-то наш товарооборот с Европой оценивался в сотни миллиардов. Китай по итогам 2021 года был нашим крупнейшим партнером, а товарооборот превысил 140 миллиардов. Индия действительно стала крупным покупателем российской нефти. Но речь идет лишь о попавших под санкции морских перевозках, замечает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Индия, действительно, является крупнейшим покупателем российской нефти, но только той, которая перевозится морским транспортом. Потому что если мы прибавляем объемы, которые идут по нефтепроводу, это ВСТО и транзит через Казахстан российской нефти в Китай, то Китай в общем-то остается на первом месте. Поэтому здесь все, что танкерами, да, Индия еще фактически в первом году вышла на первое место, при торговле с Индией довольно много денег тратится на фрахт танкеров, то есть на аренду, на стадию перевозки, потому что в принципе во всем мире перевозка нефти подорожала, потому что все теперь возят дальше, рынок стал не эффективным, потому что с Ближнего Востока и из Африки теперь везут в Европу. Мы из Европы ушли окончательно и переместились на азиатские рынки. Один и тот же объем нефти везут теперь дольше, соответственно, танкеров нужно больше, там возникает дефицит и стоимость фрахта растет».

При этом крупнейший торговый партнер Индии — США, товарооборот превышает 100 миллиардов долларов. На втором месте с не очень большим отрывом — Китай. Далее Эмираты, Саудовская Аравия и только потом Россия. Интересно, что мы поставили товаров в Индию за 10 месяцев финансового года 2022-2023 — больше, чем на 37 миллиардов. Она же нам — всего на 2,5 млрд. То есть речь явно в основном идет о поставках нефти, которая, кстати, после Индии может уходить и в другие страны, перестав быть по пути российской. Если говорить о нашем импорте из Индии, то в первую очередь вспоминаются лекарства и чай. Поставки выросли, но не сильно, говорит гендиректор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия:

«Мы видим относительное повышение объемов поставок, но я бы сказал, что как-то не очень критически изменились те объемы, которые были. То есть мы видим плюс, но он такой относительный к тому моменту, который был в позапрошлые годы. То есть плюс есть, но не такой большой».

И еще несколько занятных цифр. Если посмотреть на 2021 год, то в пятерку главных торговых партнеров России входили США — больше 34 миллиардов долларов товарооборота. И даже в 2022-м году, по данным американской статистики, мы в месяц могли отправлять в Америку товаров на сотни миллионов долларов. То есть данные сопоставимы с тем, что стало известно о торговле с Индией. Мы, конечно, нашли нового покупателя нефти. И даже собирались переходить на рупии. Но они у нас пока не торгуются. Reuters писал, что мы используем дирхамы. Но в феврале США и Британия ввели санкции против филиала МТС банка в Эмиратах. Наши же компании добиваются, чтобы недолларовые платежи были выше санкционного потолка цен в 60 долларов. А в Индии, как уверяет Bloomberg, решили не нарушать ограничения. И тогда возникают вопросы, если платеж в другой валюте, то нужно ли соблюдать санкции? Ну, и главное, в какой валюте и через какие банки. В общем, легких путей, как обычно, нет.

Источник: BFM.RU, 13.03.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики