Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему США пытаются вернуть торговлю российской нефтью из "серой зоны" в "белую" и как нефтяные санкции против РФ навредили их же инициаторам

Почему США пытаются вернуть торговлю российской нефтью из "серой зоны" в "белую" и как нефтяные санкции против РФ навредили их же инициаторам

В сенат США в очередной раз внесен законопроект против деятельности организации стран - экспортеров нефти - ОПЕК. Едва ли он опять будет принят, но его появление в информационном поле всегда свидетельствуют, что США начинают себя чувствовать на нефтяном рынке весьма неуютно.

Подтверждением этому является еще то, что американский минфин призвал крупнейших нефтетрейдеров возобновить работу с российской нефтью и не опасаться торговать ею. Как не парадоксально, но это также попытка вернуть себе утерянные позиции на мировом нефтяном рынке.

Сейчас он фактически разделился на два независимых полюса. Один - это страны G7 и Европы. Здесь все по-старому: доллары, евро, биржи, фьючерсы, известные страховые компании и понятная Западу логистика. Другой полюс - это торговля нефтью, добываемой в странах под санкциями США и ЕС, то есть российской, иранской, венесуэльской. Это более 18% от международной торговли нефтью, причем доля сырья из этих стран будет расти. Именно у России и Ирана есть реальная возможность значительно увеличивать экспорт своей нефти, а у Венесуэлы для этого есть серьезный потенциал - страна первая в мире по запасам нефтяного сырья.

Противопоставить этим странам Западу нечего. Только добыча в США, но "сланцевая революция" давно в прошлом, и сегодняшний рост слишком медленный, чтобы претендовать на роль гегемона на рынке. Для этого им нужен сильный союзник, который будет "играть по их правилам". ОПЕК - явный кандидат на эту роль, но поскольку уговоры увеличить добычу нефти не сработали, сейчас Америка перешла к угрозам.

Как отмечает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, США, увеличивая свое присутствие на физическом рынке нефти, теряют влияние на виртуальном рынке. США сами выстроили и управляли всей системой мировой торговли нефтью, контролируя ее через финансовые инструменты. Но теперь торговля уходит в тень, в "серую зону", которая находится вне поля зрения Америки. Это видно по числу судов, перевозящих санкционную нефть, по объемам "серой" перевалки и прочему. Этот рынок существует по другим правилам. А цель США - сохранить контроль над всем рынком, управлять им, желательно от добычи до продажи. Последние решения ОПЕК, а тем более ОПЕК+, не вписываются в эту логику США, поэтому Америка пытается использовать все способы давления на Саудовскую Аравию и ОАЭ - финансовые, экономические, политические и юридические, поясняет Симонов.

В течение последних тридцати лет было несколько попыток принять NOPEC - закон, запрещающий нефтедобывающие и экспортные картели, уточняет партнер практики налогов и права группы "Деловой профиль" Александр Силаков. Последняя такая попытка была в октябре 2022 года, когда ОПЕК+ принял решение сократить добычу нефти на 2 млн баррелей в сутки, вопреки просьбам США ее увеличить. И вот в марте 2023 года законопроект опять выносится на рассмотрение. Но рассчитывать на то, что законопроект наконец может быть принят, тоже не следует, так как за его принятием последуют ответные меры, способные еще сильнее разбалансировать мировой рынок, считает Силаков.

Международная торговля нефтью все больше уходит в "серую зону", которая не контролируется странами Запада

Что касается призывов США больше торговать российской нефтью, то они тоже объяснимы. Добыча и экспорт нефти в России после ввода санкций (запрет на импорт нашего сырья ЕС, США и Канадой) не только не снизились, но даже выросли. А переход отечественных компаний на работу с трейдерами локального масштаба с Ближнего Востока и из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) вывели торговлю российской нефтью из поля влияния стран Запада, позволив в том числе отказаться от расчетов в евро и долларах в пользу национальных валют.

Дело в том, что заставить, например, индийские компании следовать условиям потолка цен на российскую нефть (60 долларов за баррель) силой США не могут. Если индийская компания покупает у нас нефть и при этом везет ее на своем или российском танкере, а также никак не связана с финансовыми или страховыми структурами стран G7, ЕС или Австралии, то она не нарушает санкции, поскольку ее страна к ним официально не присоединялась. Она может покупать и торговать российской нефтью в три раза дороже потолка цен, не возбраняется.

Инфографика "РГ"/ Леонид Кулешов / Сергей Тихонов

Крупнейшие же международные нефтетрейдеры встроены в американскую систему торговли. Они работают через американские и европейские банки, с Запада идут основные инвестиции, происходит кредитование сделок, а также страховое обеспечение. И именно эти компании еще на первых волнах санкций против России отказались работать с нефтью из нашей страны. Но в результате получилось, что это сработало против инициаторов антироссийских ограничений.

Есть здесь и еще один нюанс, связанный с потолком цен на российскую нефть. Как заявляли страны G7 и ЕС, потолок вводился не для снижения объемов экспорта российской нефти, а для уменьшения нефтяных доходов бюджета нашей страны. Цель была снизить цену нашей нефти близко к ее себестоимости. В результате цена упала, но больше виртуально. Она оказалась ниже потолка, только если ее определять в портах отгрузки или в портах прибытия в Европе, куда наша нефть с декабря не поставляется. Здесь ее стоимость определяли в 48-49 долларов за баррель. Но, по данным агентства Argus, для индийских покупателей скидка на российскую нефть к эталонному сорту Brent до 7 марта составляла 16 долларов за баррель, а после 7 марта -17 долларов за баррель. То есть ее стоимость колебалась в диапазоне 64-66 долларов за баррель.

Российский бюджет пока получает налоги, также исходя из виртуальной цены нашей нефти Urals, но уже с апреля механизм меняется. Устанавливается максимально возможная скидка на нашу нефть Urals относительно Brent, и с каждым месяцем она будет уменьшаться. Выше, чем максимальная скидка, цена Urals для расчета налогов может быть, ниже - нет. То есть потолок цен перестанет выполнять свою главную цель - ограничивать доходы бюджета России. Поэтому для США важно вернуть торговлю российской нефтью из "серой зоны" в "белую". Можно будет требовать от трейдеров неукоснительного выполнения условий по ограничению цен.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 13.03.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики