Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Остановить топливный кризис в России должен независимый НПЗ (видео)

Остановить топливный кризис в России должен независимый НПЗ (видео)

Россия с начала года пережила уже как минимум два топливных кризиса. Бензиновые цены пошли в рост в январе. А потом в конце апреля острейший дефицит топлива ощутил Алтайский край. Тогда там закрылось большинство заправок, а на работающих продавали по 20 литров бензина в одни руки, напоминает МТРК «Мир».

На прошлой неделе в Туве цены на АЗС превысили 1,5 доллара за литр бензина. Рецепт борьбы с завышенными ценами на топливо в нефтедобывающей стране предлагают Минэкономразвития и Минэнерго. В стране должен появиться независимый НПЗ, не имеющий собственной добычи нефти.

Сейчас в России 20 заводов с приличным объемом переработки «черного золота». Этот рынок контролируется единицами крупных игроков. Они в итоге и диктуют цены на бензин. Стимулов к модернизации производства у них нет. Мелкие добывающие компании не могут повлиять на ситуацию, ведь в итоге они вынуждены продавать свое сырье на переработку тем же гигантам отрасли. НПЗ нового типа будет по замыслу покупать нефть у всех по чуть-чуть. Стоимость ее переработки не должна превышать 10–15% от себестоимости.

Осталось найти компанию, которая готова продать актив за адекватные деньги. Кстати, как отмечают «Ведомости», в 1990-х годах попытка создать независимую нефтепереработку уже была, но потерпела фиаско.

«Речь пока идет о небольшом заводе с производительностью порядка шести млн тонн в год. Поэтому, конечно, внести какие-то верьезные перемены на внутреннем рынке нефтепродуктов этот проект не сможет. Но на локальном, региональном уровне — вполне», — считает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности России Александр Пасечник.

Напомним, правительство России, чтобы насытить топливный рынок, в мае повысило пошлины на экспорт бензинов. И продлило их действие на июнь. Плюс к тому идут разговоры о том, чтобы возобновить реализацию низкокачественного топлива стандарта Евро-2. Но цены на АЗС все же растут. Медленно, но верно. Так, за прошлую неделю бензин стал дороже на 1%.

Если средние цифры по стране пока не шокируют, то ситуация в конкретных городах уже пугает. Например, литр 95-го бензина на столичных заправках стоит практически доллар. А ведь именно этот предел называли критическим во время резкого скачка цен в январе. Тогда, напомним, вмешалось правительство, и ситуацию удалось стабилизировать.

Дорожает топливо и в других странах Содружества. Так, на Украине 92-ой уже преодолел психологическую отметку в один доллар. Похожая ситуация и в Таджикистане. Там на рост цен непосредственное влияние оказывает топливная ситуация в России. Ведь именно Москва является главным поставщиком бензина в страну. А вот водители Казахстана пока платят около 70 центов. Это дешевле, чем в большинстве других стран Содружества.

Источник: МТРК «Мир», 27.05.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики