Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Аналитик оценил возможности совместных закупок газа странами Евросоюза (аудио)

Аналитик оценил возможности совместных закупок газа странами Евросоюза (аудио)

Эксперт Юшков оценил идею совместных закупок газа странами Евросоюза

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета Игорь Юшков заявил, комментируя возможные закупки газа странами Евросоюза (ЕС), что в реализации данного механизма непонятна его итоговая работа. Об этом он рассказал 14 марта в беседе с «Известиями».

Он напомнил, что в ЕС обсуждали создание единого закупщика еще до 2022 года. Тогда предполагалось «давить» на поставщиков, чтобы получить самую выгодную цену. То есть надо было отменить все предыдущие коммерческие контракты с внешними поставщиками и передать все эти контракты на этого единого закупщика. Именно он должен внутри ЕС распределять газ.

«Проблема в том, что не совсем понятно, каким образом будет работать этот механизм в итоге», — отметил Юшков.

По его словам, реализация идеи была бы успешна в ситуации, когда продавцу некуда девать газ и он вынужден конкурировать за возможность продавать газ Европе.

«Сейчас же покупатели конкурируют за доступные объемы газа, а не продавцы за рынок. Поэтому, если кто-то попытается там диктовать цену, производители просто уйдут на азиатские рынки, по крайней мере, всё, что касается сжиженного природного газа (СПГ), так и произойдет, поэтому тут особо не подавишь на поставщиков», — продолжил эксперт.

Кроме того, изменился смысл создания единого закупщика, он нужен не для приобретения газа по низкой цене, а как инструмент гарантий подготовки к отопительному сезону с заполнением подземных хранилищ до 90%.

В 2022 году в ЕС предлагалось выделить средства закупщику для выхода на газовый рынок.

«В итоге государства скидываются деньгами единому покупателю, тот выходит на рынок и наравне с другими компаниями начинает скупать газ на спотовых рынках. Только они (другие компании) его потребляют, могут закачивать в РХГ (подземные хранилища), а он (единый закупщик) всё абсолютно, что скупает, всё закачивает в подземные хранилища и в зимний отопительный сезон каким-то образом распределяет этот газ», — продолжил Юшков.

Он обратил внимание, что если на европейский энергетический рынок выходит еще один крупный игрок, заинтересованный в заполнении ПХГ, то в этом кроется опасность для ЕС.

«Потому что всем остальным компаниям тогда, чтобы конкурировать с ним, чтобы им тоже остался какой-то объем газа, тоже придется давать эти высокие цены. Поэтому с точки зрения формирования цен это риски для Европы, этот механизм может толкнуть цены вверх. Но он сейчас (этот механизм. — Ред.) затевался как инструмент повышения надежности энергосистемы, для того чтобы надежно пройти отопительный сезон. То есть он гарантированно должен закачать газ в подземные хранилища столько, сколько нужно для спокойного прохождения отопительного сезона», — заключил Юшков

Ранее во вторник сообщалось, что Еврокомиссия (ЕК) озвучит в среду предложения по совместным закупкам газа странами ЕС. Об этом заявила еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон, представляя на пресс-конференции предложения ЕК по реформе энергорынка блока.

По ее словам, страны ЕС хотят выйти с официальным процессом государственных закупок на глобальный рынок до следующего сезона наполнения хранилищ.

В середине февраля вице-президент ЕК Марош Шефчович заявил, что страны ЕС могут начать проведение совместных закупок газа, в том числе через долгосрочные контракты.

Источник: Известия, 14.03.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики