Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Компромисс или газ: ЕС придется выбирать между экономикой и «Северными потоками»

Компромисс или газ: ЕС придется выбирать между экономикой и «Северными потоками»

Восстановление «Северных потоков» требует политического компромисса между Россией и Евросоюзом. Пока стороны не сядут за стол переговоров - этого не произойдет, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Необходим компромисс

«Россия и Евросоюз должны сначала договориться о нормализации отношений, а затем уже разговаривать на тему строительных работ. Европейцев, желающих восстановить газовые отношения с Россией и не потерять конкурентоспособность своей экономики, которая зависела от дешевых российских энергоресурсов, спасет только компромисс», - констатирует Митрахович.

Многое в дальнейшей судьбе газопроводов зависит от расследования терактов в Европе, которое явно зашло в тупик.

Один из депутатов бундестага заявил, что «Северные потоки» были взорваны рыбаками, которые глушили рыбу, а полиция стран ЕС неделю искала прогулочную яхту «Андромеда», с которой фугасы на глубину в 80 метров не сможет поставить даже Ихтиандр.

«С одной стороны мы видим саботаж расследования, а с другой – вся эта чушь про глушение рыбы и украинских диверсантов показывает, что ЕС перестал обвинять в диверсиях Россию, хотя еще пару месяцев назад эта версия была основной в западных СМИ. Хотя, я не думаю, что они созреют до признания того, что за терактами стоят американцы», - заключает Митрахович.

Ремонт «Северных потоков» возможен

15 марта 2023 года немецкий концерн E.On заявил о решении списать свою долю в «Северном потоке – 1».

Тем самым компания признала, что взорванный 26 сентября 2022 года трансбалтийский газопровод не подлежит восстановлению. У России на сей счет иное мнение.

Президент РФ Владимир Путин на днях отметил, что оба «Северных потока» можно восстановить, но это потребует серьезных средств и времени.

«После таких масштабных повреждений газопроводы еще не ремонтировались. Это вовсе не значит, что подобный проект невозможен. Однако для его реализации необходимо хотя бы частичное восстановление отношений между РФ и ЕС. Если этого не случится, то российские суда в район ЧП для проведения сложных и дорогостоящих подводных работ могут просто не пустить», - заключает Митрахович.

В Балтийском море нет нейтральной территории, морская зона этой акватории поделена между странами региона, поэтому если Брюссель не поддержит такие работы, то любая из балтийских стран без особых проблем их заблокирует.

«Россия не должна проводить ремонт в одностороннем порядке. Европейцам необходим российский газ? Тогда пусть сами вкладываются в проект, тем более нет гарантии, что диверсии не повторятся снова. Если воспользоваться материалами Сеймура Херша, написавшего статью о подрыве “Северных потоков” на основе данных ЦРУ, то выходит, что теракт совершили американцы при помощи норвежцев», - резюмирует Митрахович.

До тех пор, пока стороны не урегулируют политические вопросы, пловцы-бомбисты могут в любом момент снова появиться возле трансбалтийских газопроводов.

Последствия диверсий

Результатом терактов является то, что американский СПГ усилил позиции в Европе, экономика ЕС находится в энергетическом кризисе, а Россия потеряла рынок сбыта на 60 млрд кубометров газа в год, которые раньше шли в ФРГ по «Северному потоку – 1».

Сентябрьские диверсии вывели из строя обе нитки «Северного потока – 1» и первую нитку «Северного потока – 2», но не привели к заполнению их водой. Заменить надо не более одного километра путей, что является технически решаемой задачей.

Стоимость поврежденной инфраструктуры составляет 15 млрд евро, а проектная мощность (в реальности больше) 82,5 млрд кубометров газа в год. Это огромная упущенная выгода как для РФ, так и для европейских контрагентов, но достижению компромисса мешает политика.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 15.03.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики