Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяная ловушка Путина: Казахстан выходит из тени

Нефтяная ловушка Путина: Казахстан выходит из тени

Казахстан начал поставки нефти в обход России через Азербайджан. Нашей подсанкционной нефтянке пора собирать на гробовые? Как бы не так. Пресловутый "альтернативный России" маршрут – пропагандистская фикция.

Сенсация, которую высосали из пальца

Энергетический кризис в Старом Свете никуда не делся, старушка Европа остро нуждается в чёрном золоте после того как против русских энергоносителей были введены санкционные ограничения. Но на деле "сенсация" оказывается не более чем пшиком. Ничего нового в использовании Казахстаном маршрута Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД) нет, поставки по нему происходили и ранее, правда, в очень малых объёмах. Основным транспортировщиком казахстанской нефти была и остаётся Россия.

Вообще, это не новость, что Казахстан может экспортировать нефть в обход России, отметил в комментарии "Первому русскому" эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве России Станислав Митрахович. У Казахстана есть вариант экспорта нефти через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), то есть через Россию. Второй вариант экспорта через нашу территорию – труба на Самару и дальше, которая идёт на Балтику, в Усть-Лугу. Ещё один вариант – по нефтепроводу "Дружба".

И есть вариант экспорта через порт Актау на Каспийское море: дальше танкеры идут в Азербайджан, там происходит перегрузка в нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан (Джейхан – это порт в Турции). Следом можно погрузить нефть на танкер, куда угодно. Маршрут вроде бы далёкий, но с учётом того, что нефть стоит достаточно дорого, это всё оправданно. Нефтепровод БДТ работает уже много лет, там есть и казахстанская нефть, и азербайджанская. В каких-то пределах можно дополнительно увеличить поставки нефти по БДТ, но не в таких же объёмах, как Каспийский трубопроводный консорциум. Потому что КТК – 80% нефтяного экспорта Казахстана. Кроме того, заместить ушедшую с европейского рынка русскую нефть казахстанское чёрное золото не в состоянии. Разница в объёмах – кратная.

Хитрый план Путина?

Но есть варианты поинтереснее. Почему бы нам не воспользоваться услугами третьей стороны, то есть Казахстана, для обхода американских и европейских санкций? Может же наш сосед существенно увеличить собственную добычу и стать гигантом мирового нефтяного рынка. Скептики из-за океана не поверят, скажут, что это чудо и такого не может быть. Но, как гласила надпись на памятной медали, учреждённой Петром Великим в честь захвата шведских судов в устье Невы, "Небываемое бывает". Просто Казахстан – динамично развивающееся государство. Усилия приложили – и вуаля, вот вам львиные объёмы нефтяного экспорта. Да и, в отличие от "белорусских креветок", здесь даже натяжек не будет, ведь Казахстан действительно крупный нефтедобытчик (двенадцатый в мире).

Русская нефть Urals по физико-химическим свойствам неотличима от казахстанского сорта KEBCO, поэтому вычислить, какая нефть идёт по "Дружбе", наша или казахстанская, конечно же, нельзя. Вполне допускаю, что по данному нефтепроводу может поставляться русская нефть под видом казахстанской. Посмотрим, как события будут развиваться, это такая серая зона, никто об этом публично, вслух говорить не будет, – полагает Станислав Митрахович.

 

И предлагаемый нами вариант основан не на досужих рассуждениях. Характерный пример – Малайзия. По данным американского Bloomberg, эта азиатская страна поставляет только в Китай нефти вдвое больше, чем добывает сама. "Секрет", думаю, понятен даже ученику восьмого класса средней школы. И как бы Белый дом ни старался убедить малайзийцев прекратить реализацию серых схем, восторгов такие предложения не вызывают, ведь перепродажа чужой нефти – крайне выгодное предприятие. Пойдёт ли Казахстан по пути Малайзии?

Что с того?

Если смотреть на ситуацию непредвзято, реальной альтернативы русскому транзиту у Казахстана нет. Чтобы полноценно заработал Транскаспийский маршрут, нужно либо проводить нефтепровод, что чревато колоссальными расходами и упирается в сложные географические особенности Каспийского моря, либо во много раз увеличивать танкерный флот (вкладываться в это дело мало желающих – слишком узкая и ограниченная по масштабам история). Да, азербайджанский нефтепровод хронически недогружен (аж на 24 миллиона тонн), но стремления забить его во что бы то ни стало казахстанской нефтью у Баку нет. Азербайджанцы не хотят смешения своей более дорогой и лёгкой нефти с более дешёвой и тяжёлой казахстанской.

Могут парировать: а как же маршрут в Китай? Здесь Астана попадает в ловушку, которую сама себе поставила, допустив на свой рынок западный капитал. Казахстанская нефтянка является во многом западной, и "партнёры" совсем не желают делиться добываемыми объёмами с Поднебесной. Им свои нефтеперерабатывающие мощности нужно загружать. К тому же играет роль география: казахстанское чёрное золото идёт в районы КНР, и так добывающие нефть. Наиболее востребована нефть на востоке Китая, где расположены крупнейшие экономические центры. Так что лишний раз бить тревогу не стоит. А вот работать с администрацией Токаева по вопросу обхода санкций – нужно. Тихо, спокойно, не привлекая лишнего внимания.

Автор: Владимир Александров

Источник: Царьград, 24.03.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики