Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сколько нефти и газа Россия сможет продать через Иран

Сколько нефти и газа Россия сможет продать через Иран

Иран рассчитывает на "огромные объемы" свопов нефти и газа из России в 2023 году, заявил в интервью РИА Новости министр экономики и финансов исламской республики Эхсан Хандузи.

По словам иранского чиновника, поставки уже начались, но пока в малых объемах, из-за третьих стран - соседей Ирана. Ранее вице премьер Александр Новак сообщал, что на первом этапе речь идет о ежегодном объеме своповых поставок - 5 млн тонн российской нефти и 10 млрд кубометров газа.

Назвать это "огромными объемами" язык не поворачивается. Это чуть меньше 2% от нашего экспорта нефти в 2022 году и 5% от поставок природного газа за границу в 2021 году (данные прошлого года нерелевантны из-за подрыва "Северных потоков" и остановки "Ямал-Европа"). По-видимому, Хандузи имел в виду большие объемы, которые Россия и Иран будут продавать по своповым сделкам.

Но для начала нужно разобраться, что такое этот своп поставки. Может быть несколько вариантов, но нас интересуют только два. Первый - мы поставляем определенный объем сырья или топлива по оговоренной цене в Иран для третьей страны, а он отгружает третьей стране свою нефть или газ. Иранская цена поставки может отличаться от нашей, но объемы должны быть соответствующими.

Второй вариант - Россия и Иран заменяют друг друга как поставщики нефти для разных стран. Мы поставляем покупателю Ирана, а Иран - нашему. В обоих случаях такие поставки позволяют снизить логистические расходы или вовсе обойти инфраструктурные ограничения.

В нашем случае речь также может идти о политических ограничениях. У шиитского Ирана весьма сложные отношения с окружающими его суннитскими государствами. С Саудовской Аравией дипломатические отношения Иран восстановил только в феврале этого года. Есть проблемы и с Турцией, и с Пакистаном. Нам с этими странами договариваться проще, но инфраструктуры, например, для поставок трубопроводного газа в Пакистан у нас нет. У Ирана же существует почти достроенный газопровод до границы с Пакистаном. И здесь можно также вспомнить, что существует проект газопровода из Ирана через Пакистан в Индию - один из самых перспективных рынков для сбыта газа. У проекта есть техническое и экономическое обоснование, но он остановлен по политическим причинам.

Впрочем, главная проблема для своповых поставок сырья и топлива между Россией и Ираном заключается в отсутствии или незавершенности существующей инфраструктуры, а также недостатке транспортных мощностей Ирана.

Как отмечает руководитель Центра развития энергетики (Центр РЭ) Кирилл Мельников, схема поставок российских нефтепродуктов и нефти на север Ирана с тем, чтобы получать их в портах на юге страны, обсуждалась и прежде. Речь шла об объемах до 10 млн тонн в год, но издержки превышали реальные выгоды. Сейчас, учитывая крайне высокие ставки фрахта на отправку российской нефти из портов Балтики, возможно, схема станет экономически целесообразной. Но объемы поставок едва ли будут значительными.

По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, учитывая, что нефтепроводов из России в Иран нет, а строить их довольно странно, поскольку нефть - легко перевозимый морем товар, смысла в нефтяном свопе для России нет. Эксперт также напомнил, что существует сделка "Нефть в обмен на товары", по которой Россия поставляла в Иран товары, получая за это 5 млн тонн иранской нефти. Ее вроде никто не отменял. Поэтому своповые сделки с поставками нашей нефти в Иран едва ли имеют потенциал. Но вот с газом другая история.

Нам нужно доставить газ на север Ирана, где нет месторождений, но есть потребление, а Иран мог бы поставить газ, добываемый на южных месторождениях страны, в Пакистан и Индию, поясняет Симонов. Проблема в том, что поставлять газ в Иран мы можем только транзитом или, построив газопровод через Каспийское море, для чего потребуется разрешение других стран. А Ирану надо договариваться с Индией и Пакистаном. Но сама идея потенциал имеет большой, хотя реализовать ее будет непросто, отмечает эксперт.

Схожую точку зрения высказал Мельников, который уточнил, что основной вопрос в том, куда на юге Иран в реальности мог бы отдавать этот газ - единственный газопровод в Пакистан не запущен из-за санкций США. На данный момент Иран экспортирует газ на юге только в Ирак. И хотя технически здесь есть большие возможности по свопу, неясно, выход на какие рынки Иран мог бы в реальности обеспечить российскому газу.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 23.03.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики