Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина с 1 апреля хочет поднять стоимость транзита российской нефти

Украина с 1 апреля хочет поднять стоимость транзита российской нефти

Несмотря на боевые действия, по нефтепроводу «Дружба» нефть из России продолжает поступать покупателям из Чехии, Словакии и Венгрии. Кто будет нести возросшие расходы на транзит и согласится ли на такое повышение Россия?

С 1 апреля компания «Укртранснафта» намерена повысить вдвое тариф на транзит нефти по южной ветке трубопровода «Дружба». Об этом сообщило агентство Argus со ссылкой на участников рынка, пишет «Коммерсантъ».

Российская нефть по этому маршруту идет в Словакию, Венгрию и Чехию. Эти страны частично оплачивают Украине стоимость транзита. Согласится ли Россия на повышение тарифа на прокачку нефти по «Дружбе»? Мнение ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового Университета Станислава Митраховича:

«Насколько я понимаю, «Транснефть» пока еще решает, как ответить на подобный запрос со стороны Украины. Уже было повышение стоимости транзита в текущем году, но Украина считает, что ей в текущих обстоятельствах нужно постоянное повышение с учетом необходимости всяких ремонтов, связь эта с боевыми действиями и так далее. Может быть, для кого-то вообще звучит как-то фантасмагорично, что мы обсуждаем с Украиной стоимость транспортировки нефти по ее территории в условиях боевых действий, но в общем так оно в текущих обстоятельствах складывается. Я думаю, что Россия может и согласиться на этот шаг, потому что все-таки поставки нефти по южной ветке «Дружбы» в Чехию, Словакию и Венгрию, особенно в Венгрию, для России важны, важны в том числе и как политический жест в отношении Венгрии. И скорее всего все-таки часть повышения тарифа ляжет на покупателей, придется им на себя взять часть повышения этой стоимости транспортировки, если эта нефть им действительно нужна. А она им нужна с учетом того, что эти страны не имеют выхода к морю, везти им нефть через другие страны, через море тоже сложно. Как минимум, это еще продлится несколько месяцев, потом конечно, я думаю, западные лидеры, Европейская комиссия будет всячески склонять тех же самых венгров переключаться на альтернативные варианты закупок нефти, например, чтобы что-нибудь шло через какие-нибудь порты в соседних европейских странах. Является ли это критичным для России в формате вообще, как мы нефть поставляем? Ну нет, конечно, не является. Если мы решили основную задачу по перенаправлению большей части нефти морским путем, то выпадение 12 млн тонн нефти по «Дружбе» никак не может российскую нефтяную индустрию уничтожить. Но при прочих равных мы бы, конечно, хотели продолжать поставки, мы же на этом деле зарабатываем. И российское, кстати, руководство, в отличие от западного, как раз не торопилось разрушать экономические связи. Если у нас есть инфраструктура, которая позволяет экспортировать нефть, зачем же нам от нее отказываться?»

Мощность южной ветки трубопровода «Дружба» — 12 миллионов тонн нефти в год. Если Украина примет решение о повышении транзитной ставки, оно станет уже вторым с начала года.

Окончательного решения пока нет, продолжаются переговоры. В «Транснефти» сообщили, что компании известно о намерении Украины изменить тарифы. «Но о каких параметрах повышения идет речь, и с какого момента тариф планируется поднять, нам неизвестно», сказал ТАСС официальный представитель компании Игорь Демин.

Источник: BFM.RU, 25.03.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики